Найти тему
Личный Mentor

Бизнес план - 9 составляющих

Как составить бизнес план
Как составить бизнес план

Вне зависимости от того, пишете ли вы краткий или развернутый бизнес-план, есть 9 компонентов, которые стоит учитывать при его составлении. Используя этот шаблон, вы можете выделять, пропускать или перемещать разделы по своему усмотрению:

1. Введение / Резюме

Первая часть вашего бизнес-плана — это краткое описание бизнеса: чем вы занимаетесь, ваши продукты/услуги, достижения и планы на будущее. Начните с питча (от англ. pitch — бросок, подача - краткая структурированная презентация) длиною в одно предложение, которое лаконично опишет ваш бизнес, уникальность подхода и заинтересует читателя узнать больше.

Вот пример от победителя конкурса питчингов в одном предложении от GeekWire:
«SafeWayHOME — это первое в мире мобильное приложение для тех, кому нужен водитель 24 часа в сутки, предоставляющее сразу трех водителей, и одновременно служба такса, доступная в любой точке Северной Америки».


Остальная часть вашего резюме должна кратко описывать историю компании и рассказывать о конкретных продуктах/услугах/расположении. Поделитесь текущими достижениями и планами на ближайшее будущее. Характер и стиль тоже имеют значение.

Например, лучше представить свое дело как «отправляющийся поезд», нежели как бизнес, которому «нужно помочь оторваться от земли».

2. Проблема и решение

Чтобы показать, что ваша идея актуальна - покажите проблему, опишите её.. и затем предоставьте решение! Одна из наиболее распространенных ошибок новоиспеченных предпринимателей на ранних стадиях, это попытка решить несуществующую проблему. Тот факт, что вы потратили время на изучение проблемы и предоставили доказательства, наглядно показывает, что вы уже провели исследование. Вы ознакомились с отраслью и рынком и готовы нарушить установленный порядок.

Также помните, что вам не нужно решать глобальные проблемы. Если в вашем городе нет хорошей пиццерии, это может стать такой же «проблемой», по крайней мере, в контексте бизнес-плана.

3. Обзор продуктов/услуг

Объяснить как ваш бизнес решит ту или иную проблему не просто! Вам понадобиться больше информации. Добавьте отдельный раздел, в котором освещается «внешний вид» ваших продуктов или услуг — то, как ваш продукт выглядит и используется потребителями. (О функциональной части вы расскажете позже, когда коснетесь непосредственно бизнес-модели).

Один из способов — визуально показать пошаговый процесс. Придумайте 4-6 основных вариантов использования вашего продукта или услуги. Затем проиллюстрируйте процесс с помощью простой графики. Если вы продаете физическое изделие, просто изобразите его и используйте стрелки, чтобы указать на все уникальные возможности.

Как вариант, воспользуйтесь методом «изображение до/после», который проиллюстрирует, как потребители смогли решить проблему с помощью вашей продукции. Или просто напишите историю о том, как ваш продукт может улучшить чью-то жизнь.

4. Целевой рынок.

Опишите своего целевого потребителя на основе типа личности, уровня дохода, возраста, пола и т. д. Опять же, это покажет, что вы хорошо знакомы с рынком. Это также поможет, когда вы дальше будете писать маркетинговую модель.

Понимание целевого рынка показывает, что вы способны анализировать.

5. Анализ конкурентов

Наряду с описанием целевых клиентов, вы должны отметить другие компании в вашей сфере. Хотя каждый предприниматель и боится делиться своими трудностями, сравнение с конкурентами помогает понять, что делает ваш бизнес уникальным и выгодным.

Большая редкость для бизнес-идеи быть уникальной настолько, чтобы не иметь конкурентов. Если действительно никто не задумывался об этом раньше, то напрашивается вопрос: «может быть, это не такая хорошая бизнес-идея?».. или же вы гений и изобрели нечто новое!

6. Бизнес-модель

Здесь вы должны в мельчайших деталях объяснить, как конкретно работает ваш бизнес: от исходных материалов до поиска клиентов и работы с повседневными задачами. Этот раздел можно рассматривать как серию небольших планов (или моделей). В зависимости от особенностей вашего вида бизнеса, вы можете охватить все ли некоторые из моделей ниже:

Модель дохода

Как вы собираетесь зарабатывать деньги? Это может казаться очевидным, но не каждый предприниматель сразу понимает, как именно он будет зарабатывать деньги. Даже если вы продаете продукт, прежде чем понять точную норму прибыли, вам придется пройти путем проб и ошибок.

Модель разработки

Как вы создаете свой продукт? Если это физический товар, опишите источник или процесс производства. Если это услуга, объясните, как вы или ваша команда будете её предоставлять.

Модель распространения

Как вы хотите продавать свой продукт? Напрямую клиентам, оптом или же работать с дистрибьюторами..

Маркетинговая модель

Как вы будете привлекать и удерживать клиентов? Расскажите о своих маркетинговых инициативах, будь то интернет-реклама, купоны, рекламные щиты, среднее количество посетителей и т. д.

Операционная модель

Как будет выглядеть повседневная деятельность? Здесь вы описываете, как ваша команда будет функционировать, включая ключевые должности и обязанности.

7. Команда

В этом разделе детально расскажите о вашей компании и команде. Кто они и почему они лучшие? Каков опыт каждого, и какая конкретно их роль в вашем бизнесе?

Вам стоит упомянуть университеты, которые заканчивали ваши сотрудники, опыт работы, достижения.. Этот раздел поможет создать связь с аудиторией, поэтому чем больше связей, тем лучше.

8. Финансовый план

Вы уже объяснили, как ваш бизнес будет функционировать и зарабатывать деньги. Теперь нужно разбить все на части, указав расходы и прибыль.

Если вы работаете уже некоторое время, значит у вас есть финансовая история (от 1 до 3 лет), а также планы на следующий год. Если вы открываете новый бизнес, необходимо спрогнозировать следующие 2-3 года.

Простой способ показать финансовую историю и прогнозы — создать отчет о доходах и убытках (англ. P&L - Profit and Loss statement) . Каждая строка представляет собой разные доходы или расходы, а каждый столбец – разные периоды времени (месяцы, кварталы или годы). Можете начать с последних месяцев/лет и затем перейти к планируемым доходам и расходам.

9. Запрос

Если вы обратились со своим предложением к конкретному человеку, банку или организации, не забудьте в конце задать вопрос. Кредит это, акции или партнерство, обязательно опишите все и сделайте официальное предложение.

Вам не нужно рассказывать обо всем сразу. Такие детали, как условия погашения долга или информацию об акциях, вы можете отложить до переговоров. Просто убедитесь, что вы задаете конкретный вопрос — например, о размере необходимого финансирования. Компания, которая не знает, сколько денег ей нужно, может показаться несерьезной.

Подведем итог

Бизнес-план — это набор идей, целей и исследований о том, как вести свой бизнес. Не так важно, как именно вы это пишите. Куда важнее спрашивать и отвечать на нужные вопросы. Если вы отправляете бизнес-план кредитору или инвестору, следуйте стандартному формату и включайте все необходимые данные (например, отчет о доходах и убытках).