Очень интересно получается, когда в основу фильмов кладётся народная легенда или сказка. Особенно, если фольклорный материал правильно подобран и хорошо подан. В этом, пожалуй, основное достоинство данного фильма. Его даже можно назвать в первую очередь историческим, а не мистическим. Мистика там, пожалуй, на втором плане.
По сюжету, мы видим небольшое еврейское поселение в Литве 17 века. Понятно, что эпоха была не самой спокойной и радужной. Вечные раздоры, войны, эпидемии и подобные «прелести» быта того времени. Люди той эпохи редко жили счастливо и спокойно, по крайней мере, спокойствие долго никогда не длилось. Здесь показан именно такой эпизод.
Можно себе представить, как чувствовали себя жители, окружённые противостоящим населением, настроенным весьма злобно. Воевать и защищаться – практически бесполезно, противников слишком много. От молитв тоже толку немного. И тут одна женщина совершает весьма неординарный поступок. Она создаёт Голема, который, как сообщают древние предания, должен защищать свой народ.
В основе фильма лежит старинная еврейская легенда. Жил в средневековой Праге учёный раввин Бен Бецалель. Он создал из глины великана, который мог делать тяжёлую и грязную работу, а главное, должен был защищать евреев. Оживили великана с помощью заклинаний из Каббалы: написали текст на бумажке и вложили внутрь. По разным версиям дальнейшая судьба у великана была разной. По задумке великан просто превращался обратно в глину, когда из него вынимали бумажку с заклинанием. По другой версии – великан начал нападать на самих же евреев, потому как не различал добра и зла. И справиться с ним стало почти невозможно. В этом случае, опять же, заклинание с трудом, но вынули, только так монстра можно было остановить.
Здесь для защиты еврейского поселения такого Голема создаёт женщина. Она потеряла ребёнка и практически создаёт его себе заново. Используя каббалистические заклинания. Лично мне кажется нелогичным именно это: работа с каббалистическими знаниями раньше была привилегией только мужчин, прежде всего учёных раввинов. Ну да ладно, это всё-таки фэнтези, тем более снимали в Израиле, они вроде бы лучше знают.
Интересная идея – показать в фильме рождение монстра. Как ребёнок постепенно становится чудовищем. Собственно, неудивительно, что становится. Ведь он изначально – совершенно не человек, а воплощённое зло. И ничего иного от него ожидать не приходится. Так что рано или поздно его природная злобность всё равно прорвётся наружу. А уж как с ним получится справиться – смотрите в фильме.
Основная идея мифов о Големе – не так трудно создать себе подобного помощника (хотя это и требует особых и глубоких знаний), как потом совладать с этим помощником. И не всегда создателю это удаётся.
Так как в названии фильма стоит слово «начало», то, видимо, планируется продолжение. Обычно создатели делают первую серию и смотрят на реакцию зрителей: хорошо пойдёт или нет. Если фильм принят, можно делать продолжения. Так что поживём - увидим, может, последует что-то ещё.
------------------------
Все наши новости кинофантастики и рецензии на фильмы читайте здесь.
Некоторые свежие статьи
"Присягнувшая тьме" (Великобритания, 2018).
Дитя Робота (Австралия, 2019).
Свежий тизер от Гильермо дель Торо.
"Люди в чёрном: Интернэшнл"(США,2019).
Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.
Друзья Журнала и наши постоянные авторы