С 1834 по 1857 годы в Публичной библиотеке имелась странная единица хранения: "железный ящик в виде гробницы, а в нем маленький гроб, обитый пунцовым бархатом". В этом ковчеге находились останки дважды короля Польши, последнего герцога Лотарингии, тестя короля Франции Станислава Лещинского (1677 - 1766). Как же останки оказались в Публичной библиотеке?
Дважды отставленный польский король на склоне своей бурной жизни жил в Люневиле. Скончаться мирно ему не довелось: несмотря на преклонный возраст (88 лет!) он трагически погиб - уснул у камина, и на нем загорелась одежда. Похоронен он был в Нанси, столице своего герцогства. Однако и после смерти он не нашел покоя. Во время Великой французской революции его усыпальница была разграблена, останки выброшены из могилы. А дальше начались настоящие чудеса:
Через много лет, в 1814 году, генерал Михал Сокольницкий нашел в Нанси остатки гроба короля, собрал часть праха и привез в Варшаву. Здесь он передал останки Варшавскому обществу любителей наук. После польского восстания 1830 года Общество было закрыто, а все хранившиеся в его помещении предметы, в том числе и ковчег с останками, отправлены в Петербург. Ковчег почему-то был передан в Публичную библиотеку. В то время довольно часто нам передавали не только книги и рукописи, но и различные предметы, имеющие историческую ценность. Обстоятельства же отъезда короля из библиотеки изложены в одном из дел нашего архива:
В 1855 году директор Публичной библиотеки Модест Андреевич Корф, наводя порядок в делах библиотеки, озаботился передачей ковчега в более соответствующее ему место. В результате останки опального короля (Лещинский был ставленником Карла XII, который с его помощью пытался сместить с польского трона Августа II, ставленника России) были захоронены в Костеле Святой Екатерины, что на Невском проспекте. Но и это не стало концом странствий мертвого короля. В 1924 году его кости наконец-то были возвращены Польше, и он обрел покой в Вавеле, в усыпальнице польских королей.
Подробнее содержание дела из нашего архива и о том, какими политическими страстями сопровождалось изъятие ковчега из библиотеки, можно прочесть в нашем живом журнале.