Синквейн: что это и зачем он нужен

1,4K прочитали

Рина Могутова, автор читательского дневника для слушателей Школы развития читательских компетенций, будучи одинадцатиклассницей, терпеть не могла составлять синквейны и в целом не слишком их любила. Ну, потому что синквейн о Конституции на уроке обществознания? Серьёзно? И как это поможет выучить параграф? Спустя несколько лет и два диплома, приобретя опыт работы в школе и влившись в команду Регионального центра чтения при Юговке, Рина может рассказать и о самой форме "синквейн", и о практической пользе составления синквейна.

Изображение Karolina Grabowska с сайта Pixabay
Изображение Karolina Grabowska с сайта Pixabay

Итак, что такое синквейн?

Если говорить об истории понятия, то его ввела в употребление американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая и разработала оригинальную форму синквейна в начале XX века. Синквейн это пятистрочное стихотворение, возникшее под влиянием классической японской поэзии, той самой, где считаю слоги, и которая совершенно не похожа на русскую. Госпожа Крэпси писала синквейны в пять строк, количество слогов в её стихотворениях было одинаковым по 22.

Современный синквейн в отечественной методике образования это элемент технологии развития критического мышления через чтение и письмо (её, кстати, тоже придумали на западе). На подсчёт слогов (форму) в школе решили не обращать внимания, сосредоточившись на содержании стихотворения. Оно начинается именем существительным (реже местоимением) первая строка формулирует тему синквейна, следующие три строки её разъясняют: два прилагательных, три глагола, одна фраза. Завершается синквейн тоже существительным синонимом к теме, то есть первой строке, словом-ассоциацией. Кажется, всё очень несложно.

Но почему тогда у детей часто возникают сложности с составлением синквейнов?

Во-первых, это зависит от педагога. Есть в методике классное правило: не спрашивай с детей того, чему не учил. Если учитель хорошо объяснил, как составлять синквейн, то подобрать слова по шпаргалке-схеме у ребёнка, вероятнее всего, получится. Если объяснили не очень хорошо, а сам школьник ещё и постеснялся переспросить, уточнить, то тут и начинаются трудности. Вряд ли легко сделать то, чего не понял, как делать. А потом пересказал, как понял, маме, а та накрутила папу, и после выходных семья собралась к учительнице скандалить. Вообще очень распространенная штука.

Во-вторых, части речи и умение следовать схеме. Вторая строка два прилагательных. Третья строка три глагола. Не по-другому. Только так. (Помните пример о неумении считать до двух из предыдущего поста?) Дети, у которых в 5-6 классе ещё есть проблема с определением частей речи, как правило, допускают немало ошибок, используя в строках просто не те слова, которые подходят по схеме. Кстати, схема синквейна это пример алгоритма, а ими должен уметь пользоваться каждый грамотный человек.

В-третьих, ребёнок не всегда понимает, какие именно слова стоит включить в синквейн: слов-то он знает не слишком много, потому что читает нерегулярно и в основном без удовольствия. На кандидатском экзамене по английскому подруга Рины так переволновалась, что забыла всё прилагательные, кроме "интересный" и получалось, что, описывая свою работу, она использовала только его: встречаться с interesting людьми, посещать interesting мероприятия, задавать interesting вопросы... Бедный лексикон то, что при составлении синквейна проявляется слишком явно. В основном в наличии однокоренных слов. Чем же больше ребёнок читает, тем ярче и выразительнее лексика, которую он использует.

Ладно, осталось выяснить, а зачем вообще уметь писать синквейны.

Всё очень просто. Работа над синквейном (как и над любым другим заданием, развивающим критическое мышление) заставляет анализировать имеющуюся информацию, оценивать её, осмысливать, примерять её на свой жизненный опыт. Краткость формы синквейна учит использовать минимум слов для донесения максимума смысла. В идеале тему нужно описать всего одиннадцатью словами. Регулярное написание синквейнов формирует навык не только работы с текстом, но и общения по поводу текста.

Рина включила в макет читательского дневника написание синквейна именно потому, что эта форма позволяет описать персонажа литературного произведения (даже второстепенного персонажа!) очень ёмко и кратко это особенно ценно, если читатель ещё не слишком опытный, боится чистого листа и не имеет привычки и потребности делиться с кем-то своими мыслями о прочитанном. А ещё написание синквейнов о героях книг (если, конечно, это качественные синквейны!) может в некоторой степени заменить написание характеристики литературного персонажа.

А ваших детей уже научили писать синквейны?