Замечательная актриса советского кино Тамара Носова (1927-2007), звезда фильмов «Карнавальная ночь», «Королевство кривых зеркал», «Здравствуйте, я ваша тётя» уходила в полном одиночестве и страшной нищете. В последние годы жизни она оградила себя от внешнего мира и умирала в жуткой антисанитарии, среди крыс и тараканов. Последнее обстоятельство особенно удручает её последнего гражданского мужа Николая Засеева-Руденко, запомнившего Носову великой аккуратисткой и тонкой интеллигентной женщиной.
Тамара Макаровна никогда не была замужем официально, но среди её длительных спутников жизни можно назвать дипломата Олега Малинина, актёра Соколова-Боголюбова, писателя Виталия Губарева (автора сказки «Королевство кривых зеркал»). Детей у актрисы не было.
С актёром и режиссёром Николаем Засеевым-Руденко (1933 г.р.) Тамара Носова познакомилась на киностудии имени Довженко, на которой молодой актёр снимался в фильме «Сокровища пылающих скал» (1969), а актриса сопровождала своего гражданского мужа Виталия Губарева.
В тот раз их знакомство ни к чему не привело, но чуть позже они вновь встретились в Одессе. Николай представлял свои фильмы от Бюро пропаганды советского киноискусства, а у Тамары там проходила творческая встреча.
Николай Викторович вспоминает:
«Мы уже были знакомы, поэтому не было никакой неожиданности в
том, что решили вместе поужинать. Пошли в ресторан, потом
я проводил ее до номера. Тамара предложила зайти, я не отказался, но честно думал, что иду только на чашечку кофе. Время позднее, я прощаюсь. И тут она говорит: «А зачем тебе уходить? Оставайся». И я остался с ней на семь лет».
Хотя – как остался… У актёра уже была семья, маленькая дочь. На самом деле Засеев жил на две семьи: одна в Киеве, другая – в Москве.
«Я состоял в штате Театра киноактера студии имени Довженко. Когда случался перерыв в съемках, сразу же ехал к ней. Брал с собой сто рублей.
Билет в один конец стоил 15, плюс рубль постель. 70 оставалось нам на жизнь. И я ей сразу же все отдавал. А жили мы в той самой квартире, в которой она потом так ужасно умирала. Была ее мать, собака Фанга...
Это были счастливые дни. Но я должен был возвращаться. Во-первых, я в штате студии. А во-вторых, был не свободен. Дома меня ждали жена и дочка...».
Николай Викторович запомнил Носову как красивую, аккуратную, чистоплотную, эрудированную женщину. Она не курила и не пила. И очень располагала к себе.
«С первый минуты общения – как будто мы тысячу лет уже были знакомы. Она во мне как-то растворилась, а я – в ней. Не знаю, что это было – любовь, чувство, страсть... Я знаю только одно: это было незабываемо. Я не забуду это никогда...
Тамара была жуткой аккуратисткой. Дома у нее всегда была больничная чистота. Но вот что-то такое на нее находило. Какая-то странная экономия, а ведь она была очень обеспеченная».
Николай Викторович очень сожалеет, что у них не случилось общих детей.
«Со мной у неё было две беременности. Как она радовалась! Помню, подложит подушку и просит маму оценить: идет ли ей большой живот. Но Тамара тогда была уже в возрасте. Чтобы родить, надо было лечь на сохранение. А как же лечь, когда концерты, когда «Товарищ кино», деньги? Оба раза случились срывы. Ей говорили подруги: «Да брось ты это кино. У тебя будет чудный сын или чудная дочь». И наверняка, если бы так случилось, мы бы не расстались...»
О расставании с Тамарой Носовой актёр вспоминает с большой болью:
«Она приехала за мной в Киев. Взяла два обратных билета в СВ. Я ей говорил: «Тома, я еще не готов!» Она не слушала. Приехала, поселилась в гостинице «Украина». Ну, встретились мы, поговорили. Я пришел домой, собрал чемодан. Там сидели моя жена, моя дочка маленькая – четыре года ей тогда было...
Я с чемоданом вышел в коридор. Жена не сказала ни слова, она все поняла. Но ко мне выбежала дочка: «Папа, ты нас бросаешь?» Я поставил чемодан, вышел из дома, подошел к такси, где сидела Тамара, и сказал: «Тома, я не могу. Понимаешь? Не могу». Мы
пошли на Днепр, к нашей скамеечке любимой. Посидели. Она
порвала мой билет и уехала. Всё».
Оскорблённая Тамара Макаровна прервала с Николаем всяческое общение. Уже потом, когда Засеев стал режиссёром, он предлагал ей роли в своих фильмах, послал девять сценариев, но они вернулись к нему нераспечатанными. Не отвечала актриса и на телефонные звонки.
Однако судьба приготовила бывшим возлюбленным ещё одну встречу.
Николай Викторович вспоминает:
«Последний раз я ее увидел на «Мосфильме». Приехал в Москву, чтобы провести пробы на фильм «Бравые парни». У меня собирались сниматься Быстрицкая, Вицин, Моргунов. Сидим в мосфильмовской
столовой, обсуждаем сценарий. Вдруг прибегает мой оператор
и сообщает, что только что видел Тамару Носову в магазине.
Она же жила совсем рядом с киностудией. Я моментально
сорвался в магазин. Вы знаете, я ее не узнал! Это была не она.
В каких-то обшарпанных башмаках, с какими-то черными зубами. Не она! Я к ней подошел, говорю: «Посмотри, какие звезды у меня сидят сейчас на киностудии. Мы начинаем работать. Приходи прямо сейчас, я найду
для тебя роль». Она ответила, что придет обязательно. Только
занесет продукты домой. Но так и не пришла».
До сих пор Николай Викторович сожалеет, что не был настойчив, не увёз её в Киев. Черт с ней, с любовью, с женитьбой. Просто бы поселил рядом. Но она ничего не просила, не говорила...
Источник фото: www.kino-teatr.ru
Благодарю за внимание!
Если вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал) Спасибо!