3 июля 1944 года, 75 лет назад (!), в г. Балтимор, штат Мэриленд (США), состоялась премьера фильма "Двойная страховка". Режиссёр - Билли Уайлдер.
В основу сюжета фильма положен роман, написанный журналистом Джеймсом Кейном. Основой романа Кейна послужили обстоятельства преступления, которое совершила в 1927 году домохозяйка из Куинса, Нью-Йорк, США, Рут Снайдер при поддержке своего любовника - страхового агента Генри Джадда Грэя.
Мотивом, толкнувшим Рут на преступление, явилось то обстоятельство, что её муж, Альберт Снайдер, повесил в спальне портрет своей невесты, умершей за 10 лет до брака с Рут, а также назвал именем своей бывшей невесты свою яхту. (Мужчины, не поминайте своих бывших в присутствии своих нынешних! Даже если они уже умерли.)
На суде выяснилось, что Рут совершила 8 попыток убить своего мужа, и только последняя, совершённая с участием любовника, оказалась успешной.
Фильм "Двойная страховка" был выдвинут на премию Оскар в 7 номинациях, но не победил ни в одной. Во всех случаях предпочтение было отдано фильмам с гораздо более низким зрительским рейтингом. Например, в номинации Лучший фильм Американские киноакадемики отдали предпочтение фильму Лео МакКери "Идти своим путем". По понятным причинам - 44-й год - в других кинофестивалях фильм участвовать не мог.
В целом, фильм был восторженно принят критикой. По подсчётам сайта Rotten Tomatoes, 97% рецензий профессиональных кинокритиков были положительными. Роджер Эберт оценил этот фильм 4-мя звездами из 4-х возможных.
Хотя, вечный критик Билли Уайлдера, обозреватель "The New York Times" Босли Краузер, в своих потугах к чему бы придраться, писал: "Билли Уайлдер снял историю о парочке, которая совершила «идеальное преступление», ... с реалистичностью, напоминающей вкус прошлых французских фильмов. Он детально описал преследование жертвы с холодной тщательностью полицейского протокола... Нет возражений против характера этой картины; он такой же твердый и негибкий, как сталь. Но сама жесткость картины отражает слабость её содержания, а академичность ее построения ограничивает её общую привлекательность."
Но зато Альфред Хичкок, мнение которого столь авторитетно, что способно перевесить мнение всего сонмища, именуемого Американской киноакадемией, писал: "После "Двойной страховки" самыми значимыми словами в мировом кинематографе являются два слова. Первое - "Билли", второе - "Уайлдер".
Любопытной мне показалась оценка российского кинокритика Евгения Нефёдова, способного разглядеть политическую подоплёку в самых, казалось бы, аполитичных произведениях. Так, про "Двойную страховку" он пишет: "сколько ни пересматривал блистательный уайлдеровский нуар, никак не мог отделаться от подспудного ощущения, что авторам удалось иносказательно выразить нечто такое, что незримо присутствовало в самой атмосфере американского общества того периода. Что-то в хитром, безукоризненном плане подозрительно напоминает саму политику США во Второй мировой войне (хотя действие предусмотрительно отнесено к ещё мирному времени), когда элита раз за разом делала ставки на безотказные и сулящие по меньшей мере двойную выгоду варианты. И, скажем деликатно, далеко не всегда одерживала верх." Может, нечто подобное ощутили и Американские киноакадемики и потому наградили премией довольно среднюю картину?
И - да - в СССР фильм не демонстрировался.
О финансовых успехах этой картины можно судить, в частности, по следующим цифрам: при бюджете менее 1 миллиона долларов кассовые сборы составили 5 миллионов долларов.
Современный кинозритель также весьма высоко оценил достоинства этого фильма: 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.
С учётом перечисленных показателей успеха рейтинг фильма "Двойная страховка" по версии FilmGourmand'а составил 8,261, благодаря чему картина занимает 436-е место в Золотой Тысяче FilmGourmand'а.
Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.
Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.