19 июня в залах Галереи Искусства Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка произведений из коллекции Фонда Луи Вюиттона. Стоит напомнить, что несколько лет назад в фонде была организована выставка “Icons of Modern Art. The Schukin Collection / Шедевры современного искусства. Коллекция С.И. Щукина», подготовленная ГМИИ совместно с Эрмитажем. Выставка, объединившая в одном пространстве всю коллекцию С. Щукина и его братьев, открыта сейчас в залах главного здания ГМИИ. И теперь московскому зрителю представляется уникальная возможность познакомиться с обеими коллекциями одновременно. Таким образом, исторически сложилось, что обе выставки в некотором смысле превратились в своеобразную встречу выдающихся коллекционеров прошлого и настоящего.
Фонд Луи Вюиттона открылся относительно недавно, в 2014 г. И уже со дня основания он принял более 5 миллионов посетителей со всего мира. Современное искусство и искусство XX века являются двумя главными темами его экспозиционной политики. И, как отметили организаторы: «Сегодня огромной честью для Fondation Louis Vuitton является возможность представить в Москве своё собрание российской публике».
Экспозиция начинается с двух наиболее знаковых произведений, «Большой женщины II» Альберто Джакометти и «Антропометрии без названия (ANT 104)» Ива Кляйна. Интересно, что оба мастера относятся к разным поколениям художников, при этом обе работы выполнены в один и тот же 1960 год.
Творчество Альберто Джакометти представлено и далее, в одном из последующих залов. В основном это позднейшие произведения 1950-1960-хх гг. – бронзовая скульптура и несколько рисунков, выполненных цветным карандашом. Отличительной особенностью скульптуры Джакометти являются удлинённые в пропорциях фигуры людей, часто изображённые в неустойчивых позах, лица которых либо искажены гримасой, либо, наоборот, полностью обезличены. Рисунки Джакометти выполнены быстрыми, неровными штрихами, они также передают «хрупкость, неустойчивость человека». Как отметили организаторы, «пройдя через увлечение авангардом, Альберто Джакометти вернулся к изображению человека, который стал практически единственным сюжетом в его последующем творчестве». «Большая женщина II» - самое масштабное его произведение. По замыслу автора, она должна была быть установлена на площади перед банком в Нью-Йорке.
Произведения Альберто Джакометти, призывающие задуматься о вечном, отражают основные вопросы искусства и философии тех лет. Насыщенная ультрамарином живопись Ива Кляйна созвучна скульптуре Джакометти. Человеческая фигура стала также центром внимания для этого художника (он приглашал к участию в перформансе обнажённых девушек, которые покрывали свои тела краской и под музыку оставляли отпечатки на холсте). Цвет не случаен в живописи Ива Кляйна. Более того, он запатентовал свой фирменный цвет IKB («Интернациональный синий Кляйна»). Как написано в экспликации: «Этот цвет «без меры», свободный от каких-либо ограничений, воспринимался им как воплощение бесконечности».
Иной представляется живопись абстракциониста Герхарда Рихтера. По своему цветовому звучанию она не менее (если даже не более) активна. Художника интересует, прежде всего, фактура, он работает и кистью, и шпателем, и щёткой, стремясь добиться более колористически свободного стиля. В картине «Гудрун» художник использует также мастихин, с помощью которого он снимает краску, «тем самым соединяя в своём подходе созидание и разрушение».
Безудержный темперамент демонстрируют работы Жана-Мишеля Баскии. В них яркая сочная живопись неожиданно смело сочетается с магическими символами и текстами, граффити и научными формулами.
В зале, посвящённом творчеству Энди Уорхола, представлены автопортреты художника разных лет. Центральное место в экспозиции по праву занимают «Автопортрет» 1967 года и «Автопортрет» 1986 года, первая работа выполнена на пике славы, последняя – за год до смерти. Обе картины расположены напротив друг друга, буквально глаза в глаза. Уорхол напротив Уорхола.
В следующих залах можно увидеть провокационные инсталляции Маурицио Каттелана, разнообразные по колориту и фактуре полотна Зигмара Польке и Марка Брэдфорда, медитативную инсталляцию Марины Абрамович, пёстрые хаотичные ассамбляжи Изы Генцкен. На фоне которых фотографии Вольфганга Тильманса, воспевающие поэзию повседневности, кажутся и парадоксальными, и предельно экзистенциальными одновременно.
Балансируя на грани реальности и вымысла, художник Пьер Юиг создал фильм «Путешествие, которого не было» 2005 года. Фильм, вмещающий невероятные события (путешествие на Антарктиду, фиксацию топографии неизвестного острова в виде «аудиовизуальной карты», партитура которой исполнена позже симфоническим оркестром), «поначалу производит впечатление документального, но постепенно втягивает зрителя в аудиовизуальную одиссею-фантасмагорию».
На выставке также представлены работы Таситы Дин, Дэна Флавина, Франсуа Морелле, Моны Хатум, Аннет Мессаже и Кристиана Болтански, Андреаса Гурски, Бертрана Лавье и Фрэнка Гери.
Таким образом, разнообразная коллекция Фонда Луи Вюиттона, представленная на московской выставке, демонстрирует зрителю основные виды и направления современного искусства, по-своему раскрывает его особенности.
Материал подготовила: А. Зарецкая