Пока Волгоград активно двигал идею создания у себя центра общественной дипломатии, а затем и получил этот статус на базе Волгоградского государственного университета, к нам в город каждый год приезжали иностранцы из стран, с которыми были подписаны соглашения по обмену студентами.
Мы поговорили с последним студенческим заездом об отсутствии помощи со стороны международного отдела, слабой учебной организации и условиях жизни в общежитии.
Анаис Луминьон. Италия
Я изучаю русский язык из-за того, что он сильно отличается от тех языков, которые изучала раньше, и на которых мы говорим в Европе. Это полезный опыт в плане моего саморазвития. Когда появилась возможность приехать в Россию на один год, то мне предложили на выбор Санкт-Петербург и Волгоград. Но в Питере было условие — приехать можно только на один семестр. Так что я оказалась в Волгограде.
Мой первый день у вас в городе был очень длинным из-за плохой логистики. Прилетев рано утром, нам пришлось очень долго ждать, пока кто-нибудь из ВолГУ поможет нам с размещением. Чтобы вы понимали, мы прилетели в 5 утра, а обратили на нас внимание из международного отдела в 17 вечера. Все это время мы были в Акварели, потому что нам так настоятельно посоветовали сотрудники отдела.
«Учёбу мы начали только через месяц, поскольку расписание для иностранцев по русскому языку не было готово»
В квартире, которую нам рекомендовал международный отдел ВолГУ, мы оказались только в 22 часа. Поскольку мы тогда плохо знали русский язык, с нами отправилась девушка, знающая французский язык. Она переводила слова хозяйки. Это была единственная помощь от университета, в который мы прибыли для изучения вашего языка и вашей культуры.
Учёбу мы начали только через месяц, поскольку расписание для иностранцев по русскому языку не было готово. И готовилось оно целый месяц! Наши друзья, выбравшие Санкт-Петербург, сразу же получили расписание и начали обучение на следующий день.
Во Франции мы заранее выбрали учебный курс, и поэтому в течении этого месяца пытались начать ходить на свои дисциплины. Международный отдел отсылал нас к основному расписанию, но оно было все на русском. Представьте, что вы приезжаете во Францию с минимальным знанием французского языка, а вас отсылают самому искать информацию по учебе и отказываются помогать, ссылаясь на то, что вы должны были лучше знать французский язык. Как вам?
Зимний семестр оказался еще интереснее. После того, как мы вернулись в Волгоград после рождественских каникул в январе, нам пообещали составить расписание в феврале. Но в итоге нам дали расписание только в апреле (с января по апрель мы ничего не делали). И оно было до июня, хотя наш обмен заканчивался в начале мая.
«Например, на занятиях английского преподаватель вообще не говорит по-английски, а только по-русски»
Я учусь на лингвиста, изучаю русский и английский языки. Поскольку у нас долго не было расписания, мы учились с русскими ребятами на обычных занятиях. Но на таких лекциях мы ничего не понимали, поскольку преподаватели говорят очень быстро. Они не заботятся о том, чтобы несколько иностранцев их понимали. Но всё зависит от преподавателя. Например, на занятиях английского он вообще не говорит по-английски, а только по-русски.
Во Франции всё совсем по-другому. Я знаю это хорошо, потому что сама итальянка, и поступала в Дижон, как иностранец. У нас была организация, которая помогала иностранным студентам и организовывала их работу и досуг. Если они не знали, чем заняться, им проводили экскурсии. Я уверена, что когда иностранцы приезжают в мой город, им выдают расписание и предлагают учебные курсы. И они не ждут этого месяц.
«Я сама начала говорить по-русски только в апреле, и это никак не связано с образованием в ВолГУ»
А то, что происходит в ВолГУ — это очень большая проблема. Мы приехали к вам, чтобы изучать русский язык, а к нам относились, будто мы его знаем не хуже русских ребят. О чем говорить, если на всех занятиях по русскому языку не было плана и дисциплины. Я сама начала говорить по-русски только в апреле, и это никак не связано с образованием в ВолГУ.
В ВолГУ я не нашла место, где мы можем отдохнуть и расслабиться. В коворкинге университета очень громко играет музыка и всё время шумно.
Мне очень нравится Мамаев Курган. По-моему, это лучшее место в городе. Но я редко гуляла там, потому что до Кургана очень далеко ехать. Чаще всего я была дома или ходила в кафе. Я люблю «Гретель», So So Coffee и Compania. Когда тепло, мы гуляли у Волги.
Цзятун Сю. Китай
Представители международного отдела добрые и дружелюбные, они всегда рады помочь, но иногда, когда ты просишь их о помощи, они говорят: «Всё будет хорошо, вы можете обратиться к нам на следующей неделе». И если они так говорят, то это может означать через два месяца или полгода, например. Они просто говорят какие-то хорошие слова, обещают тебе, что помогут, но на самом деле они этого не делают.
Но самая главная проблема в том, что университет не помогает нам в обучении. В ВолГУ нет хороших уроков для иностранцев на русском языке. Поскольку мы студенты по обмену, предполагается, что у нас должны быть хорошие уроки русского языка. По идее у нас должны быть даже учителя, специальные для нас, иностранцев. Но на самом деле у нас есть всего один преподаватель, и при этом у него очень много своих дел, из-за которых он не может уделить нам достаточного времени. Порой он пропускает уроки из-за своей занятости.
Я считаю, что у преподавателей должно быть меньше уроков, но зато более высокого качества. Иностранных студентов в ВолГУ всего несколько человек, и при этом у вуза даже нет нормальных уроков для нас. Это очень слабая организация со стороны образовательного процесса.
«Иностранных студентов в ВолГУ всего несколько человек, и при этом у вуза даже нет нормальных уроков для нас»
Принимающая сторона должна понимать, что сюда приезжают студенты не с самым высоким уровнем русского языка, чтобы понимать предлагаемые предметы. Возможно, они это и понимают, но ничего не делают, чтобы как-то подстроиться под приезжающих студентов. От этого многие теряют желание изучать ваш язык и вашу культуру.
Международный отдел тоже практически ничего не делает для социализации иностранных студентов. Они могли бы организовывать для нас больше мероприятий для знакомства с русской культурой. Например, посещение музеев. То, что они делают — этого очень недостаточно. По крайней мере, если сравнивать с тем, что делают в моем университете в Китае.
Маели Уде. Франция
Я изучаю русский язык потому, что он мне интересен именно, как язык. В школе я изучала испанский. Как по мне, ваш язык несколько проще. В Волгограде же я оказалась из-за того, что мой университет предложил годовую программу в ВолГУ.
Я приехала вместе с Анаис, и вместе с ней прождала международный отдел до 17 часов. Не думайте, что о дороге с аэропорта до университета нам рассказали в ВолГУ — если бы не наш друг, то наша поездка заняла бы много больше времени.
Мы изначально не планировали поселяться в местном общежитии. Мы были наслышаны от наших студентов, которые обучались в Волгограде в прошлом году, что это старое и не очень удобное здание, в котором иногда нет не только горячей воды, но и стиральной машинки.
Мы все столкнулись с отсутствием расписания для иностранцев. Его не было в начале, и не было всю зиму. Я думаю, что эта плохая организация учебного процесса из-за общей плохой организации в вузе. Администрация не знает, как это решить, и просто на это уже забила. Я даже полагаю, что им всё равно.
«Ваша еда, особенно сыры, какая-то пластмассовая. Если бы вы чаще ели нашу еду, то понимали, что покупаете не самые качественные продукты»
Но я бы всё равно выбрала Волгоград и приехала бы сюда, хоть тут и плохая учеба с плохими университетскими аудиториями. В Петербурге много иностранцев и много русских, которые говорят на английском. Это бы мешало мне учить русский язык. Я бы говорила в Петербурге только на английском, а тут мне приходится говорить на русском.
Больше всего я скучаю по французской еде. Ваша еда, особенно сыры, какая-то пластмассовая. Если бы вы чаще ели нашу еду, то понимали, что покупаете не самые качественные продукты.
Из-за того, что многие русские ребята не стремятся к общению с иностранцами, мне часто приходилось проводить время дома. Если же мы выбирались в город иностранцами, то ходили в «Гретель», «Аляску» или So So Coffee.
Шерин Рамирез. Колумбия
Я не студент по обмену — я приехала в Россию из Колумбии целенаправленно получать бакалавра. Между нашими странами есть программа, которая даёт возможность обучаться в другой стране. Я записалась на конкурс и выиграла его с ещё некоторыми людьми. В Волгоград же я попала чисто случайно.
Приехала сюда осенью. Из-за того, что из аэропорта ничего не видно, я думала, что город намного меньше, чем есть на самом деле, 2-3 здания. Когда я попала в центр, обрадовалась, что ошибалась. Мне очень понравилась архитектура, в чём-то она схожа с европейской. Но в Волгограде есть и ужасные места. Например, возле «Акварели». Ничего нет рядом с ТЦ, вокруг грязно и небрежно. Хотелось бы посидеть, погулять, но нет такой возможности. В Волгограде инфраструктура очень плохая.
Когда я была в Колумбии, возле университета было много места, чтобы пофотографироваться, распечатать то, что тебе нужно. А в Москве, конкретнее в РУДН, на первых этажах есть даже рестораны. Здесь же ничего нет, никаких возможностей.
Я считаю, что это важная составляющая университета. Особенно для иностранцев. Когда ты из другой страны, тебе нужно развиваться не только в изучении языка, но и в изучении культуры. Для иностранцев это очень важно. Кстати, я думаю, что для людей, которые прибыли из другой страны, очень полезно общаться с русскими, чтобы повысить свой уровень языка. Это лучший метод для изучения языка. Поэтому я думаю, университет —это место не только, где учат, но и где общаются и обмениваются знаниями.
«Очень забавная ситуация еще с комендантом, который думает, что если кричать на иностранца громко, то он лучше поймет»
Я учусь на международных отношениях. Думаю, что моя группа — самая лучшая и крутая. Не потому, что она моя, а потому что я слышала от многих других иностранцев жалобы на свои группы. Они говорят, что с ними не хотят общаться. Со мной же все наоборот. Мои ребята классные, открытые, я никогда не чувствовала себя изгоем. В первые дни учебы было страшно. Совершенно другой мир. Но со временем привыкла. Наверное, в будущем, буду сильно скучать.
Международный отдел ВолГУ мне мало помогает. Насколько знаю, этот офис больше контактирует с другими университетами, нежели помогает социализироваться приезжающим студентам. Иногда даже чувствую, что мешаю людям в этот отделе. Например, когда я делала паспорт и визу, они ничего не делали без необходимых документов, которых у меня тогда не было, и отказывались помогать. Когда я приходила в офис, чувствовала, что явно здесь лишняя. Здороваюсь, а они отвечают: «А что ты хотела?». Они помогают, но не так, как надо.
Я живу в общежитии ВолГУ, но я бы не хотела, чтобы потом у меня были проблемы, если я что-то не то скажу. Но вообще, для меня самая худшая проблема заключается в том, что у нас нет ни стиральной машины, ни места, где можно постирать. Если ты живешь в общежитии ВолГУ, то стираешь в душе. Я уже 3 года так живу, и это очень неудобно. Большая проблема ещё в том, что нельзя выбрать себе соседа. Я жила с китайцами, и многие культуры просто несовместимы. А про тараканов я вообще молчу — мы с ними свыклись, поскольку мы никогда не дождемся строгого контроля.