ВЕРА (4)
Теперь, друзья, следующий вопрос о, так сказать, христианском «плюрализме».
Определенную сложность представляет и то, когда в классе находятся представители не только различных религий, но и разных христианских конфессий, скажем, православные и протестанты. Как вести воспитание Веры в такой ситуации?
Здесь должен вступить в силу несколько иной подход. Если, говоря о различных религиях, мы употребляли слово «уважение», характеризующее отношения между ними, то здесь не уместнее ли ввести новую духовно-нравственную отношенческую категорию – Любовь?
Учитель-христианин, несмотря на свою принадлежность к одной из трех христианских конфессий, должен рассказывать обо всех христианах как о братьях. Трудно представить в этой роли православного батюшку, баптистского проповедника или католического священника. Но не то учитель. Он это может и должен делать. На нем лежит ответственность не только за соблюдение христианской заповеди о Любви, но и ответственность за воспитание Любви как одной из ценностей национальной идеи. Мы об этом будем еще говорить в соответствующей главе.
Итак, братское отношение ко всем христианам должно стать нормой для учителя. Сложнее с так называемыми христианскими сектами (никого не хочу обидеть, но так уж принято называть), которые, сохраняя ту или иную часть христианской символики, на самом деле слишком далеко ушли от христианства. Я думаю, здесь должна вступить в действие отношенческая категория, которую мы применяли в отношениях между религиями – уважение. Разумеется, если это не деструктивные, разрушающие человеческую личность, культы.
Но и это еще не все, друзья мои.
Говоря о Вере, нельзя оставить в стороне интересы людей, отрицающих существование Бога, атеистов, которые соответственным образом воспитывают и своих детей. Иначе мы невольно будем дискриминировать, хотя и сокращающуюся, но все-таки значительную прослойку людей.
Знаете, чем замечательно слово «Вера» в российской национальной идее? Тем, что оно может подразумевать на только веру в Бога, и даже атеист, как это ни парадоксально, может в Вере найти себе утешение.
Вера – это одна из имманентных (внутренне присущих) и онтологических (бытийных) характеристик душевного архетипа любого человека. Попросту говоря, без веры человек не может существовать.… Ну, вот, хоть и примитивный, но наглядный пример: садясь в поезд или самолет, мы же не проверяем дипломы водителей и пилотов, мы принимаем «на веру» то, что они умеют управлять поездом или самолетом и способны безопасно доставить нас по назначению.
Как ни атеистична была коммунистическая идеология, она, как это убедительно показал Бердяев, тоже была «верой» со всеми ее классическими атрибутами: своими святынями (народ, пролетариат), своим учением о грехопадении (появление частной собственности), культом жертвенности (во имя будущих поколений), даже своим пантеоном «божеств» и «святых» (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)[ii].
Так что под Верой в национальной идее атеист может подразумевать то, во что верит он: в себя, в добро, в истину, в справедливость, в человека…
Так первая ценность российской национальной идеи респондируется с каждым россиянином. И нам, учителям, следует помочь осознать эту ценность нашим подопечным.
В заключение главы о Вере я хотел бы привести слова крупнейшего представителя педагогической мысли Русского Зарубежья В.В.Зеньковского:
«Русская педагогическая мысль переживает в самой острой форме борьбу религиозных сил, но есть все основания говорить, что эта борьба кончится капитуляцией антирелигиозных сил, сознающих свое бессилие и бесплодность. Но лишь реальная победа над ними, освобождение России, наступление новой органической эпохи даст возможность идейной и жизненной реализации начал, которые развивают религиозное направление в педагогике. Русская педагогика стоит пока на пороге этого грядущего торжества духовных сил над антирелигиозными, но в ее построениях уже намечены основные предпосылки для того понимания школы, для того ее построения, которое, вобрав в себя итоги исканий русских педагогов, найдет вечные и прочные основы воспитания в единении с Церковью Христовой».
И с другими религиями тоже.
(продолжение следует... здесь)
на начало статьи - здесь