Сегодня мультфильмы смотрят в основном дети. И уже сложно поверить, что первые опыты советской анимации создавались для взрослой аудитории.
В первые послереволюционные годы режиссер-документалист Дзига Вертов начал вводить мультипликационные вставки в выпускаемый им хроникальный киножурнал «Киноправда». Он привлек к работе в журнале небольшой коллектив художников «по оживлению агитплаката и политической карикатуры».
Конечно, эта мультипликация не отличалась высоким качеством, но введение ее в киножурнал произвело сенсацию. Многие актуальные сюжеты (о становлении Советской власти, о кооперации, о борьбе с интервенцией), решенные средствами оживленного рисунка, зазвучали с неожиданной силой, стали более убедительными и агитационно доходчивыми.
«Карта военных действий на чехословацком фронте» (Карта Восточного фронта), включенная в 20-й номер «Кино-недели» (1918г.) стала первой советской мультипликацией.
В 1924 году появилась «художественная» (т.е. имеющая хоть и нехитрый, но сюжет) мультипликация – «Советские игрушки». В фильме показан ненасытный и жадный буржуй, чье брюхо, набитое деньгами, вспорол «кентавр» из крестьянина и рабочего. Заканчивается картина «хэппи-эндом»: пролетарии выстраиваются в форме новогодней ёлки, на которую, в виде игрушек, развешивают врагов советского общества – буржуев, проституток, служителей культа и т.д.
Фильм крайне минималистичен: фон практически отсутствует, эмоции у персонажей – тоже. Но публике он понравился. Поэтому в том же 1924 году появились еще несколько коротких мультипликационных сюжетов на злободневные политические темы: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Кому что снится», «Случай в Токио», «Таинственное кольцо, или Роковая тайна», «Юморески».
В 1925-26 годах были созданы мультфильмы, выполненные на гораздо более высоком уровне, чем это могла и хотела делать команда Дзиги Вертова, поэтому его интерес к этому виду искусства быстро угас.