5 подписчиков

Синдром Чужой Руки

Чужая рука. Синдром
Чужая рука. Синдром

В 1908 году немецкий невролог и психиатр доктор Курт Гольдштейн был озадачен странным поведением одного из своих пациентов. Пятидесятисемилетняя женщина сообщила, что ее левая рука обладала “собственной волей”, и, похоже, у нее были свои зловещие намерения. Бродячая конечность непроизвольно двигалась, и ее ищущие пальцы, как правило, играли с различными предметами, на которые они натыкались. Если бы она не следила за своей рукой, то не была бы уверена, что она делает. Что еще более тревожно, ее объединенный мучитель время от времени крепко сжимал пальцами ее горло, заставляя ее защищаться более послушной рукой. Выдающийся невролог не знал, как лечить эту тревожную аномалию.

Хотя доктор Гольдштейн был первым, кто официально зарегистрировал этот феномен, его пациентка не была первой, кто был поражен этой редкой и удивительной болезнью, и она не будет последней. Однако только в 1972 году она была официально признана законным заболеванием. Это стало известно как Синдром чужой руки (AHS).

Это неврологическое расстройство в настоящее время известно как результат определенных видов повреждения мозга. Большинство зарегистрированных случаев являются побочным эффектом операции на головном мозге, называемой мозолистым телом; операция, которая помогает облегчить крайние случаи эпилепсии, разрывая пучок нервных волокон, которые несут информацию между двумя полушариями мозга. Иногда рука может отчуждаться из-за травмы головы, инсульта, аневризмы или опухоли, или из-за определенных дегенеративных заболеваний мозга, таких как болезнь Альцгеймера и болезнь Крейтцфельдта-Якоба.

Конкретные симптомы и тяжесть синдрома чужеродной руки зависят от того, какие сектора мозга были нарушены. Хотя пациенты, как правило, сохраняют ощущение в чужой руке, они чувствуют, что мятежная конечность не принадлежит им. Они часто отделяют себя от руки, олицетворяя ее—иногда присваивая ей имя—и приписывают ее необъяснимые движения призракам или богам. Некоторые страдальцы испытывают только несколько изолированных эпизодов, но в большинстве случаев чужеродная рука активна, когда ее владелец находится в сознании.

Самая легкая форма синдрома вызвана повреждением теменной и/или затылочной доли мозга, в результате чего рука бессознательно избегает контакта с объектами, “левитируя” с вытянутыми пальцами. Когда происходит повреждение мозолистого тела—канала передачи данных между двумя полушариями мозга-недоминантная рука может развить то, что кажется независимым чувством цели, ощупывая свое окружение и манипулируя объектами, которые она находит. Иногда страдалец совершенно не сознает, что делает рука, пока она не привлечет его внимание или пока он случайно не заметит махинации. Чужие руки были вовлечены во множество проступков, таких как расстегивание собственной рубашки, регулировка термостата или непроизвольное заполнение пищи во рту. В некоторых случаях он будет хвататься за объект и упорно держаться, требуя, чтобы пациент отдернул пальцы, чтобы отпустить. Такое неисправимое поведение побуждает многих страдающих АГ говорить с непослушной рукой в попытке урезонить ее, некоторые становятся настолько разочарованными, что пытаются изменить ее поведение через наказание. Другие просто используют свою послушную руку, чтобы сдержать странность.

В отчете, опубликованном в Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, доктор Рамон Лейгуарда и его коллеги записали несколько рассказов из первых рук от больных AHS. Шестидесятипятилетний мужчина сообщил следующее::

Пока я ехал в автобусе я заметил, что рука приближается ко мне справа сзади, пытаясь поймать меня. Схватив меня за штанину, рука не отпустила ее. Сначала я подумал, что кто-то напал на меня, но потом понял, что это моя собственная правая рука, хотя я не чувствовал, что она принадлежит мне. После этого пальцы развили ползучие движения, и вскоре последовали повторяющиеся рывки, охватывающие всю руку. Я не мог контролировать свою правую руку, и я должен был схватить и держать ее левой рукой. Правая рука казалась тяжелой и неуклюжей. Я был очень взволнован, встревожен и напуган, и у меня было учащенное сердцебиение.…

Исследователи также рассказали об опыте пятидесятилетней женщины, у которой развилась АХС после гематомы головного мозга:

Внезапно у меня появилось странное чувство на левом боку; позже я не мог узнать свою левую руку; я чувствовал, что она принадлежит кому-то другому, и хотел причинить мне боль, потому что она двигалась ко мне; я видел ее довольно большой и искаженной, как чудовище; я был в ужасе.

Когда рука приблизилась к лицу женщины во время сеанса с одним из авторов, она умоляла его остановить “монстра", умоляя: "Смотри, он идет... Пожалуйста, помоги мне.- Быстрый укол валиума успокоил ее.

Один особенно неортодоксальный подтип синдрома чужой руки может возникнуть из-за повреждений на мозолистом теле, производя явление, названное межмануальным конфликтом. Для этих разочарованных немногих чужая рука постоянно вмешивается в дела послушной руки. Например, одному пациенту было трудно управлять пультом дистанционного управления телевизора, потому что своенравная рука выхватывала его, как только он поднимал его здоровой рукой. В другом случае страдалица испытывала трудности с одеванием, потому что чужеродная рука расстегивала пуговицы на ее блузке сразу после того, как она застегивала их. Еще одна страдалица АХС не могла курить, потому что ее негодная рука вырывала сигарету изо рта и отбрасывала ее, прежде чем она успевала зажечь ее, заставляя женщину предположить, что " он " не хотел, чтобы она курила именно тогда.

Хотя действия чужеродной руки редко угрожают, есть несколько зарегистрированных случаев, когда диссидентская конечность, кажется, желает вреда своему телу хозяина. Иногда рука может схватить и порвать одежду своего владельца, попытаться задушить страдальца, ударить пациента по лицу или схватить рулевое колесо и непредсказуемо повернуть автомобиль. Вышедшая из-под контроля рука также может быть источником глубокого смущения, как в случае с правшой, у которой развился АХС после инсульта. Его левая рука непроизвольно хваталась за предметы и причиняла немалый вред, а при случае расстегивала брюки своего владельца и “ублажала” его, не обращая внимания на окружающее. Излишне говорить, что жертва инсульта была расстроена и встревожена, когда обнаружила, что рука делает это публично.

Природа нарушения работы мозга, приводящего к синдрому чужой руки, науке пока не известна. В обычных обстоятельствах преднамеренные движения руки и кисти управляются комбинацией сигналов из нескольких областей мозга: теменная доля обеспечивает положение тела в пространстве, височная доля обеспечивает данные о прошлых стратегиях движения и так далее. Вся эта информация затем обрабатывается лобной долей в конкретный план действий, и инструкции передаются в моторную полосу мозга для выполнения.

Данные показывают, что доминирующее полушарие мозга—половина, которая контролирует доминирующую руку человека—поддерживает некоторый косвенный контроль над подчиненной рукой в выполнении движения; поэтому, когда мозолистое тело повреждено, канал передачи данных полушарий потерян, и подчиненная рука лишена руководства. Врачи, проводившие фМРТ-сканирование пациентов с синдромом чужой руки, обнаружили, что освобожденные конечности, похоже, управляются непосредственно моторной полосой, не получая приказов от лобной доли и не посылая сигнал, чтобы сообщить хозяину, что движение происходит. Фактический источник этих сигналов полосы двигателя остается загадкой. Когда AHS вызвано убытоками к лобной доле самой, непроизвольные движения наиболее вероятно причинены повреждением в инструкциях мотора мозга.

С момента его открытия в 1908 году было подтверждено около пятидесяти случаев синдрома чужеродной руки. Считается, однако, что многие другие случаи остались недиагностированными, списанными как часть психического расстройства.

Нет никакого известного лечения, чтобы восстановить контроль над отчужденными конечностями, однако некоторые пациенты постепенно восстанавливают добровольное использование руки, поскольку мозг исправляет свои тонкие пути. Для других болезнь может быть обезоружена на время, удовлетворяя ее примитивные тактильные побуждения и давая беспокойным пальцам объект, чтобы схватить и нащупать.