Mой дедушка жил в деревне, в доме с резными ставнями и удобствами во дворе. Туалет, сколоченный из досок, стоял на бездонной яме, а в его углах плели свою паутину страшные пауки. Я боялась даже приблизиться к этим вратам ада. Но с годами благосостояние на селе росло, и дедушка, к каждому моему приезду, приводил свое культовое строение в соответствие с уровнем прогресса. Он обложил туалет кирпичом, соорудил внутри высокий постамент с прорезанной дырой, обклеил обоями, в 1992 году повесил портрет Горбачева и заменил газеты на туалетную бумагу, но для меня туалет на улице так и остался символом отсталости нашей прекрасной страны. Когда в деревню протянули водопровод и канализацию, я стала настаивать на сооружении удобств непосредственно в доме. В ответ дедушка провел в туалет электричество и повесил на стену умывальник с зеркальцем. Я предложила дедушке к моему следующему приезду облицевать сартир карарским мрамором и сделать вход по магнитным карточкам. Дедушка сказал, что уже копит деньги, чтобы проложить к туалету асфальтовую дорожку.
Я вот чего в этом контексте не понимаю: почему ОАО «Российские железные дороги» ведет себя хуже, чем мой упрямый дедушка? Ведь плацкартные вагоны, которые РЖД бесконечно усовершенствует, это все тот же туалет на улице, который даже если его покрыть сусальным золотом, не изменит своей убогой сущности. Разве в РЖД не в курсе, что единственная страна в мире, где все еще есть плацкарт - это Китай, но там цены на него остаются социалистическими, а у нас стоимость билета на плацкарт кое-где сопоставима с билетом на самолет. В европейских странах все вагоны давно купейные, причем часто на два человека. Некоторые считают, что плацкарт это наша такая традиция. Да, есть люди, которые любят нюхать грязные носки и подсматривать за переодевающимися, но неужели фетишисты и вуайеристы до такой степени лобируют РЖД?
А я вам отвечу, почему РЖД хуже моего дедушки: дедушка облагораживал свой туалет на свою пенсию, а РЖД на 100% государственная копания, и каждый модернизированный плацкартный вагон обходится налогоплательщикам в несколько миллиардов рублей. Для сравнения годовой бюджет ФК Локомотив 6 млрд. Лучшие инженеры и дизайнеры модернизируют наш плацкартный "туалет на колесах" за огромные деньги. Что же мы получаем на выходе после этого распила? РЖД называет это красивым словом “капсульная система”. На самом деле это шторки между полками (привет клаустрафобам). Так зачем нам шторка за миллиарды, если можно за эти деньги наделать обычные купейные вагоны и продавать в них билеты по цене плацкарта? Но такая простая идея не приходит в голову генеральному директору РЖД Олегу Белозерову, чья зарплата за 2018 год составила 220 млн 153 тыс рублей. Зарплата Илона Mаска со всеми его скоростными капсулами и прочими иновациями 55 тысяч долларов в месяц. Ту-тууу.
Алла Бала