Критики считали, что жена Матисса должна воспринимать его портреты как личное оскорбление. Мастер на упреки отвечал с юмором: «Я пишу не женщин, а картины!»
Анри Матисс и Амели Парейр познакомились на чужой свадьбе. Молодой художник быстро увлекся девушкой, но честно предупредил: «Я люблю вас, но живопись люблю больше». Отношения с мисс Парейр развивались динамично, а вот с живописью все было не так однозначно: Матисс не до конца верил в себя и не знал, стоит ли полностью посвящать жизнь искусству.
Развеять сомнения помогла Амели: она бесконечно верила в мужа и делала все, чтобы тот не отвлекался на быт: вела домашние дела, рассчитывала скромный бюджет, воспитывала его дочь от другой женщины (а позже родила Матиссу двух сыновей). Она была надежным тылом и часто – героиней его картин.
Представьте, как женщине было обидно, когда в 1905 году супруг выставил ее портрет, а публика назвала его уродливым. Один критик отличился больше всех, заявив, что Матисс не украшает действительность, а показывает ее такой, какая есть. Этой фразой он будто поставил между словами Амели и дурнушка знак равенства.
И сто лет назад, и теперь многим зрителям непонятно: почему лица на картинах Матисса разноцветные, будто лоскутное одеяло? Все просто: художник обожал цвет и был основоположником стиля, который называется фовизм.
Фовизм: дикий, яркий, чужой
На стыке 19-20 веков в Париже образовалась группа художников со схожими взглядами и вкусами. Они обожали сочные цвета и выражали страсть к миру не словами, а через буйство красок.
Их работы были настолько яркими, что на выставке авторитетный критик назвал живописцев «дикарями» (les fauves по-французки – дикие животные). Ему казалось, что полотна «кидаются» на него, поглощают, как джунгли. Слово прижилось и превратилось в официальное название стиля.
Финансовый вопрос
Амели была женой, бухгалтером, психологом, партнером и рассказчицей (читала мужу по ночам, когда муж страдал от бессонницы). В период, когда дела шли плохо, она практически полностью взяла финансы на себя, открыв магазин шляпок.
Однажды в мастерской французского живописца появился коллекционер Сергей Щукин и заказал ему три полотна для своего московского особняка. Одно из них – легендарный «Танец».
Прежде чем отправить полотно в Москву, Матисс выставил его на Осеннем салоне 1910 года. Критики разнесли работу в пух и прах. По Парижу поползли слухи, что эту «мазню» за огромные деньги покупает сумасшедший русский. Поначалу Щукин поддался мнению масс и отказался от заказа, но вскоре извинился перед мастером и попросил прислать работы. Так знаменитый «Танец» оказался в России. Щукин получил картину, мадам Матисс – деньги в семейный бюджет, художник – возможность поехать в Алжир и Марокко, где живопись впитала в себя еще больше солнца и ярких красок.
Новая муза
Амели Парейр прожила с Анри около 30 лет, была рядом в горе и в радости. Все поменялось, когда у мастера появилась новая ассистентка Лидия Делекторская. Поначалу супруга Матисса не видела в ней конкуренции – знала, что он предпочитает красоту брюнеток.
Но он написал один портрет Лидии, затем второй… Постепенно она стала его секретарем, музой и ближайшим другом. Амели, которая играла эту роль многие годы, поставила ультиматум. Матисс не согласился уволить Лидию, и тогда хозяйка дома ушла сама. Слова художника, сказанные в юности, подтвердились: живопись он любил больше, чем жену.
Школа популярного искусства OP-POP-ART — авторский проект Анастасии Постригай. Здесь вы можете читать статьи об искусстве, в Инстаграме — прокачивать навыки понимания живописи, а на сайте OP-POP-ART — выбрать видео- или онлайн-курс для полного погружения в мир искусства.