Найти в Дзене
elentirmo

Сериал "Коллекция", серия 201

Нет, не стану я в первой серии третьей сотни (а по факту в юбилейной 200-й - напомню, что 138 серия была пропущена по зависящим от меня причинам) показывать ни японское десятитомное издание "Властелина Колец", ни переведенный на русский знаменитый "Атлас Средиземья" К.У. Фонстад, ни второй том "Книги утраченных сказаний" от АСТ. Ударюсь-ка я лучше в воспоминания. Отправлюсь на четверть века - даже больше! - назад. И покажу то, что вызывает у меня стойкую ностальгию по святым для любого толкиниста со стажем девяностым годам...

"Песни Алой Книги", изд. "Jabberwockey-SF", 1990 г., 64 с.

Как-то не хочется видеть в такой знаковой серии фанфик, правда? Но это не совсем фанфик, это нечто большее. Но обо всем по порядку.

Давным-давно, когда сериал "Коллекция" был еще молод и в одной из серий демонстрировались "радужные" "Хранители", я рассказал достаточно подробно о своем знакомстве с книгами Толкина, о том, как попал к ивановским толкинистам в клуб "Пригорье" и о том, что я там вообще делал и как это потом отразилось на моей дальнейшей жизни. Но тогда многое осталось за рамками рассказа. Теперь придется восполнить недостачу и заполнить пробелы...

Основными моими "проводниками" в клубе были не только Лариса Николаевна Прытчикова и Михаил Юрьевич Конин, но и Таня Стрыгина. Молодая, очень красивая девушка с необычайно рыжими волосами. Ах, как я неравнодушен к рыжим! Меня просто охватывает трепет, когда вижу рыжую девушку. Вот и тогда... Когда клуб тренировался в школе №23 и собирался в юношеской библиотеке на Демидова (сейчас там библиотека для слепых), я как раз только начал посещать "Пригорье". И пришел как-то на одну из первых встреч в библиотеку. Члены клуба еще не вернулись с тренировки, я стал ждать, но вскоре пришла Таня и решила показать мне пару альбомов с фотоисторией клуба. Был это год 93-й, клуб уже много раз участвовал в "Хоббитских игрищах" и иных мероприятиях, поэтому альбомы были толстые, полные черно-белых снимков. Мы сидели с Таней на диванчике, смотрели фотографии, она рассказывала. Было так тепло и уютно. Потом начал подходить народ... А в Таню я тайно влюбился. Очень огорчался, когда она не приходила на встречи клуба. Но ничего сказать ей не решался. Потом мы вместе ехали в марте 1996 года на последнем рейсе из Плеса, с "Глипкона". Клуб тогда начал постепенно рассыпаться, появились многочисленные независимые и вторичные организации. Кто-то ушел в реконструкцию, кто-то в фехтование, академическим толкиноведением перестали заниматься вообще (ну кроме меня, наверное). С Таней мы потом пересеклись еще пару раз... А потом... Она училась в мединституте и была немного старше меня. Потом я искал ее, но она работала в Кохме, а потом ее следы затерялись. Мне только недавно удалось выяснить, где она сейчас. Но это уже не имеет никакого значения для моей истории... Так вот, в те годы, в начале 90-х, после прихода Толкина в Союз и Россию очень многие читатели под влиянием книг Профессора стали писать прекрасные стихи, перекладывать их на замечательную музыку. Толкин вдохновил многих. Может быть, не у всех получалось так как надо, профессионально. Но главное - это было искренно. Взлет романтики. Про новорожденных поэтов и бардов на волне интереса к Толкину писали в газетах и журналах. И именно тогда эти произведения стали облекаться в плоть, записываться на кассеты и выходить в виде сборников. И именно Таня как-то еще году в 1994-м или чуть позже принесла мне послушать две кассеты с песнями "по мотивам". К кассетам прилагались две книжечки в красных самопальных переплетах (книжки, было видно, являлись ксероксом неких оригиналов). А почему это случилось? Потому что, когда клуб сменил несколько баз сбора и стал в конце концов собираться в Литературном сквере, некоторые члены клуба приносили гитары и пели эти песни (помню песню про следопытов в исполнении Дины Бромберг и песню про древнее золото в исполнении Юры Колобаева). Мне так понравились эти песни, что захотелось иметь их тексты. И Таня откликнулась на просьбу и принесла их! На одной кассете был сборник "Песни Алой Книги", на другой - концерт Руста. А в книжечках были стихи с рисунками. Одна - "Песни Алой Книги", но содержимое практически не совпадало с тем, что было на кассете, а другая - сборник стихов, где Толкина было уже совсем мало, в основном - страдания одиноких романтических ассолей. Кассеты мы слушали вместе с Александром Юровым, потом и я сам, когда у меня появился магнитофон, а книжечки были перечитаны вдоль и поперек. Некоторые стихи мне настолько понравились, что я переписал их на бумажки, которые храню до сих пор, и выучил наизусть. И рисунки перерисовал, в том числе уплывающий к заходящему солнцу парусник... Но книги и кассеты пришлось вернуть хозяйке. Правда, в марте 1996 года я вновь взял послушать у Тани концерт Руста. Переписать себе не получилось. Ничего, думал, потом получится. Не вышло, разошлись наши дорожки...

И вот небезызвестный большинству зрителей сериала Александр Кудряшов прислал мне ту самую книжечку - сборник "Песни Алой Книги", причем не ксерокс в картонном переплете, а оригинал 1990 года. Второе издание, расширенное вдвое. В книге два предисловия: ВАМ и Е. Яхиной, а также в четырех разделах 24 стихотворения за авторством Толкина, Л. Денисюк, Е. Яхиной, С. Хвостенко, И. Шальновой и Т. Седлецкой. Те самые, которые я читал тогда, четверть века назад, которые с такой любовью переписывал и заучивал, чтобы потом Нине Фомичевой и Маше Кувыкиной читать. И рисунки... Все эти стихи давно лежат в сети. Даже в начале второй половины 90-х мне Толик Полушин сбрасывал зипованные архивы со стихами на дискеты... Это все понятно, сейчас доступно все, что угодно. Но книга!.. Когда ты ее открываешь, когда читаешь проникновенные строки о еле слышном звуке рога, который уже не слышен, о мерцающем зарницей Сильмариле, о попавших в легенды наших именах, становится так тепло и уютно... Было время. Не понять этого чувства молодым поклонникам творчества Толкина! Им доступно все. У них есть все. У нас были капли, которые порождали водопады творчества и надежды на новые книги, на новые переводы, на новое счастье вновь и вновь возвращаться в Средиземье...