Найти в Дзене
РАДИОЛЮБИТЕЛЬ

Некоторые размышления о Telefunken

Если проанализировать историю развития технической мысли, то можно прийти, на мой взгляд, к одному удивительному, но все же логичному выводу. На начальном этапе развития любой новинки она оставляет неизгладимый след в истории человечества. По мере совершенствования любого изобретения постепенно ореол сказочности с новинки спадает, и на смену необыкновенности приходит обыденность.

А еще, а еще все то, что вызывает восхищение своей визуализацией процесса, под действием прогресса превращается в статический материал и перестает быть интересным, становится скучным.

Как пример, если вкратце, можно вспомнить о паровозе и тепловозе. Первый гораздо более интересен для наблюдения и восхищения, чем второй локомотив. А в чем превосходство интереса к паровозу, так и это рассказывать и рассказывать.

Аналогичная ситуация и с радио. До сих пор помню от своих дедушки и бабушки радиоприемник, точнее, их два. Один настенный, проволочный, от общей государственной связи, второй комбинированный, мощная такая деревянная полированная настольная тумба с тучей кнопок, двумя поворотными рукоятками, подсветкой экрана. А сверху, а сверху проигрыватель пластинок на 78 и 33 оборота. В мое детство 33 оборота уже не тянуло, но 78 оборотов – восторг, что надо. Благо, таких пластинок было, хоть, отбавляй. Кажется, назывался «Юность».

-2

К сожалению, в наличии остался только маленький настенный приемник, эдакая небольшая эбонитовая коробочка коричневого цвета, с грязно-белой тканью на громкоговорителе и рукояткой регулировки громкости. Он рабочий до сих пор. Да жаль только, втыкать вилку некуда. Розетка в стене осталась, связи нет.

А вот та «тумба» куда-то исчезла. Родители, видимо, ее выкинули за ненадобностью, хотя, следует сказать, кое-что на волнах по обозначению на панели настройки из Варшавы, Праги и прочих подобных городов что-то там еще ловило.

Я уже не помню название этого прибора, знаю, в советские годы таких радиоприемников имелось по типам и модификациям великое множество. Но у нас стояла какая-то первая разновидность, еще без «зеленного глаза», загорающегося при ловле хорошей радиоволны.

Так вот, звук того радиоприемника я запомнил на всю жизнь.

И вот однажды мой дедушка, воевавший против нацизма, назвал это чудо техники каким-то непонятным для меня словом, судя по всему, немецким. Чем-то связанным с телевизором. И потом пару раз повторял это слово в адрес этого радиоприемника. Я же запомнил его по аналогии, что-то наподобие телефункционирования. Так и сделал в детстве для себя вывод, почему эта штука так называлась.

-3

Со временем я узнал, что речь велась о «Телефункене». Telefunken.

И действительно, как та безвозвратно ушедшая эпоха паровозов, пароходов, почти – для поршневых самолетов, эпоха «того» Telefunken тоже ушла в небытие. Но неповторимое бархатное звучание дикторов, музыки, сигналов точного времени и даже шумов фона остались глубокой незарастаемой чертой в памяти всех, кто хоть раз услышал звучание радиоприемников той эпохи.

-4

С окончанием Второй Мировой войны и Великой Отечественной Советский Союз наполнился техническими новинками поверженной Германии. Станки, оборудование, технологии, много чего. Но это все вопросы обороноспособности государства. Для широкого потребителя, пожалуй, дошли трофейные легковушки, часы, посуда, бытовая мелочь и… радио, радио фирмы Telefunken.

-5

Датой основания этой компании считается 1903 год, и называлась она тогда «Telefunken Gesellschaft für drahtlose Telegraphie m.b.H» или в переводе на русский «Телефункен. Общество беспроводного телеграфа».

Следует отметить, немцы всегда отличались высоким качеством своей продукции. Это японцы десятилетиями позже затмили ФРГ и ГДР славой своего качества, а тогда, в начале и ближе к первой половине двадцатого века немецкое качество превосходило своих международных аналогов. В том числе, и в радиотехнологиях. Достаточно сказать, что Олимпийские игры 1936 года, проводившиеся в Берлине, освещались монопольным положением компании Telefunken с применением невиданного для широкой массы населения планеты телекамер, в немецком изготовлении это были Telefunken Ikonoskop.

-6

Немцы не были зачинателями этого дела, первые телевизоры как класс появились в Советской России, но до практического применения в пропаганде это дело дошло только в Германии. И причина такого состояния дел проста. Милитаризация общества требовала прогресса в науке и технике. Плюс немецкое качество дало невиданные дотоле результаты.

-7

В плане радиовещания машина нацистской пропаганды в полную меру раскрутила все технические достижения собственных компаний, в результате Telefunken GfdT, Siemens & Halske и AEG стали работать в спарке и продвинули технологию радиовещания на высокий уровень совершенства.

Утверждают, бархатное вещание немецких радиоприемников тех времен специально подстраивалось под хрипотцу основателя немецкого нацизма. Да и министр пропаганды умел поставить свой голос и дикцию так, что звучание из Telefunken превращалось в завораживающее действо настоящего искусства обработки ушей.

Не знаю, вряд ли. Сомневаюсь. Однако легко себе представить этот потрясающий эффект, если даже спустя годы, уже на советском производстве по трофейным технологиям отечественные ламповые радиоприемники продолжали нести в себе всю ту магию волнующего звука с неповторимым фоновым эффектом где-то на заднем плане звуковой заставки эфира. Можно заснуть под подобное мелодичное убаюкивание.

-8

Но проходят времена, и мы меняемся вместе с ними. Нет у меня дома уже того приемника, нет даже радиоприемника 1980-х в пластмассовом корпусе Маяк с тремя кнопками на верхней крышке корпуса. Но в памяти засели и до сих пор сидят те воспоминания чарующих звуков советских телефункенов, из-за длительного нагрева ламп плавно изменяющих громкость своего звука во время включения, переключения и выключения приемника.

Да уж, были времена. Были и нравы под стать времени...

Кстати, фирма эта развивается и сейчас!

-9
-10
-11
-12