Вместе с неимоверным увеличением поглощаемого сахара и ростом кариеса у детей и взрослых, гнила все эти годы и система образования. Она питалась исключительно сладкими речами политиков и чиновников о её развитии, а на самом деле дряхлела на глазах...
Сегодня вновь вчерашние школьники штурмуют приемные комиссии вузов. Родители хотят, что их дети попали в такой светоч знаний, после которого можно было бы найти приличное место трудоустройства, работу по специальности и призванию.
Наблюдается ажиотаж, в том числе бумажный. Сколько копий документов нужно откопировать и отправить в разные учебные заведения. А вот по существу принципиального выбора будущей профессии и самого вуза для получения образования у многих абитуриентов и их родителей нескрываемая паника.
Это вполне символично, так как большинство не понимает: кого, чему и зачем учат в университетах, если потом только треть выпускников работает по специальности.
Рейтинговые профессии, за которыми гоняются работодатели - менеджеры по продажам всего и вся или маркетологи, вообще, в принципе, не требуют высшего образования. Они должны зачастую иметь лишь навыки по убалтыванию клиента и впариванию всякого дерьма.
Кариес в системе образования прогрессирует потому, что за многие годы реформаций, его экспериментаторы так и не ответили на вопрос о том, кто такие бакалавры, какие навыки и знания они должны иметь по итогам государственной аттестации? И оказалось, что бакалавры - это "кастрированные" специалисты.
Также никто не знает, и не понимает до конца, кто такие магистры? Особенно, если ты закончил бакалавриат по математическим дисциплинам, а потом пришел, например, в магистратуру по культурологии.
Междисциплинарность и интегрированные знания крайне важный элемент получения разнообразных навыков для будущей профессии. Но у нас иное, а именно "кускообразность" и модность. Без осмысления того, какие знания нужно синтезировать, чтобы получить специалиста экстра-класса под новый уровень задач и возникающие вызовы.
Московские вузы давно уже стянули "одеяло" на себя, "забрав" из регионов многие направления подготовки по магистерским программам и аспирантуре. По ряду специальностей нужно с Дальнего Востока чуть ли не в саму Первопрестольную "за тридевять земель" отправляться, чтобы получить выбранную специальность. Ведущие вузы столицы порой обещают 100% трудоустройство, когда сами преподаватели слабо верят в такую перспективу для своих будущих выпускников.
Высшее образование практически полностью вошло в формат бизнес-услуги. А раз так, то всё подчинено одному: набрать как можно больше платных студентов и "стричь с них купоны". При этом львиная доля прибыли пойдет на выплату руководству и многочисленному административному аппарату, а основная часть преподавателей будет получать трехгрошовую зарплату. И, как в басне Ивана Крылова, "кому же в ум придёт на желудок петь голодный". Вот и сочиняют преподы по указке "сверху" всякого рода рабочие программы, которыми нужно отчитаться высоким мужам перед министерским начальством и в процессе очередной аккредитации вуза. А сутевая часть обучения уходит в песок. Более того, в ряде даже ведущих вузов всё обустройство техническими средствами обучения заканчивается тем, что лишь в некоторых аудиториях установлены мультимедийные комплексы для визуализации обучения. В большинстве же аудиторий студенты сидят над своими гаджетами, пытаясь "вытащить" картинку из сетевого "облака" и разглядеть на малом экране.
Не поняв сути нового знания, не создав достаточных методологических оснований, которые нужны для обучения современным профессиям, в том числе в условиях цифрового общества, с фанатичным постоянством повторяется некоторыми образовательными стратегами потребность увести обучение в онлайн. Но ведь для того, чтобы разобраться в увеличивающемся информационном потоке, нужно вначале отделить "зерна от плевел", создать качественные контентные ресурсы и методики, обобщить лучшие российские и зарубежные практики и сделать их достоянием большинства.
Образовательные бонзы с залихватской энергией внедряют всякого рода KPI, таким образом пытаясь доказать ценность чужеродных подходов для российского образования. Насильно стараются вживить чужой опыт и чужие традиций, игнорируя собственные культурные ценностные основания. И поэтому, на месте культурных растений прорастает чертополох. Образование деградирует: растет количество мусорных публикаций, увеличивается формализация обучения. "Заплачу и сплю спокойно, диплом выдадут", потому что отчислять нельзя того, кто приносит вузу деньги.
Столичные вузы нахватывают помещений под расширение абитуры. А потом оказывается, что общежитий толком то и нет, или же с гостиничных корпусов нужно ехать через всю Москву до места каждодневной учебы. Принцип кампусного строительства вообще ушел в прошлое. А вместе с этим и вся студенческая жизнь как цельный социальный элемент жизни.
Вновь всякие "вышки" получают очередные миллиарды на покупку новых корпусов. А другие академии при Президенте двадцатый год пытаются отремонтировать здание, которое возвышается среди окружающей застройки на юго-западе столицы как бельмо на глазу. В народе это строение получило поэтическое название "Синий зуб". Только сегодня, хотя и началась его реконструкция, этот "кариесный зуб" как олицетворение всего нашего российского образования и управления в целом. Можно ли вылечить, или лучше вырвать этот почти сгнивший зуб? Может быть, поставить имплант, но приживается ли новое искусственное новообразование на прежнем месте?
Вопросы, на которые нет пока ответа. Равно как и нет ответа от экономики, которая стагнирует из года в год, какие ей вообще нужны специалисты и кто отвечает за подготовку реально нужных стране высококвалифицированных кадров.
Может быть, региональные вузы смогут лучше ответить на вызовы времени? Для них сегодня это момент истины!
Родителям и их детям - абитуриентам-2019 вновь придется бросить жребий на "орел" или "решка", и выбирать вуз в надежде, что повезет: с хорошим конкретным преподавателем, с группой, с возможностью пройти настоящую производственную практику, и, в конечном итоге, быть востребованным на завтрашнем рынке труда.