Найти тему
Политголос

КАРИЕС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вместе с неимоверным увеличением поглощаемого сахара и ростом кариеса у детей и взрослых, гнила все эти годы и система образования. Она питалась исключительно сладкими речами политиков и чиновников о её развитии, а на самом деле дряхлела на глазах...

Сегодня вновь вчерашние школьники штурмуют приемные комиссии вузов. Родители хотят, что их дети попали в такой светоч знаний, после которого можно было бы найти приличное место трудоустройства, работу по специальности и призванию.

Наблюдается ажиотаж, в том числе бумажный. Сколько копий документов нужно откопировать и отправить в разные учебные заведения. А вот по существу принципиального выбора будущей профессии и самого вуза для получения образования у многих абитуриентов и их родителей нескрываемая паника.

Это вполне символично, так как большинство не понимает: кого, чему и зачем учат в университетах, если потом только треть выпускников работает по специальности.

Рейтинговые профессии, за которыми гоняются работодатели - менеджеры по продажам всего и вся или маркетологи, вообще, в принципе, не требуют высшего образования. Они должны зачастую иметь лишь навыки по убалтыванию клиента и впариванию всякого дерьма.

Кариес в системе образования прогрессирует потому, что за многие годы реформаций, его экспериментаторы так и не ответили на вопрос о том, кто такие бакалавры, какие навыки и знания они должны иметь по итогам государственной аттестации? И оказалось, что бакалавры - это "кастрированные" специалисты.

Также никто не знает, и не понимает до конца, кто такие магистры? Особенно, если ты закончил бакалавриат по математическим дисциплинам, а потом пришел, например, в магистратуру по культурологии.

Междисциплинарность и интегрированные знания крайне важный элемент получения разнообразных навыков для будущей профессии. Но у нас иное, а именно "кускообразность" и модность. Без осмысления того, какие знания нужно синтезировать, чтобы получить специалиста экстра-класса под новый уровень задач и возникающие вызовы.

Московские вузы давно уже стянули "одеяло" на себя, "забрав" из регионов многие направления подготовки по магистерским программам и аспирантуре. По ряду специальностей нужно с Дальнего Востока чуть ли не в саму Первопрестольную "за тридевять земель" отправляться, чтобы получить выбранную специальность. Ведущие вузы столицы порой обещают 100% трудоустройство, когда сами преподаватели слабо верят в такую перспективу для своих будущих выпускников.

Высшее образование практически полностью вошло в формат бизнес-услуги. А раз так, то всё подчинено одному: набрать как можно больше платных студентов и "стричь с них купоны". При этом львиная доля прибыли пойдет на выплату руководству и многочисленному административному аппарату, а основная часть преподавателей будет получать трехгрошовую зарплату. И, как в басне Ивана Крылова, "кому же в ум придёт на желудок петь голодный". Вот и сочиняют преподы по указке "сверху" всякого рода рабочие программы, которыми нужно отчитаться высоким мужам перед министерским начальством и в процессе очередной аккредитации вуза. А сутевая часть обучения уходит в песок. Более того, в ряде даже ведущих вузов всё обустройство техническими средствами обучения заканчивается тем, что лишь в некоторых аудиториях установлены мультимедийные комплексы для визуализации обучения. В большинстве же аудиторий студенты сидят над своими гаджетами, пытаясь "вытащить" картинку из сетевого "облака" и разглядеть на малом экране.

Не поняв сути нового знания, не создав достаточных методологических оснований, которые нужны для обучения современным профессиям, в том числе в условиях цифрового общества, с фанатичным постоянством повторяется некоторыми образовательными стратегами потребность увести обучение в онлайн. Но ведь для того, чтобы разобраться в увеличивающемся информационном потоке, нужно вначале отделить "зерна от плевел", создать качественные контентные ресурсы и методики, обобщить лучшие российские и зарубежные практики и сделать их достоянием большинства.

Образовательные бонзы с залихватской энергией внедряют всякого рода KPI, таким образом пытаясь доказать ценность чужеродных подходов для российского образования. Насильно стараются вживить чужой опыт и чужие традиций, игнорируя собственные культурные ценностные основания. И поэтому, на месте культурных растений прорастает чертополох. Образование деградирует: растет количество мусорных публикаций, увеличивается формализация обучения. "Заплачу и сплю спокойно, диплом выдадут", потому что отчислять нельзя того, кто приносит вузу деньги.

Столичные вузы нахватывают помещений под расширение абитуры. А потом оказывается, что общежитий толком то и нет, или же с гостиничных корпусов нужно ехать через всю Москву до места каждодневной учебы. Принцип кампусного строительства вообще ушел в прошлое. А вместе с этим и вся студенческая жизнь как цельный социальный элемент жизни.

Вновь всякие "вышки" получают очередные миллиарды на покупку новых корпусов. А другие академии при Президенте двадцатый год пытаются отремонтировать здание, которое возвышается среди окружающей застройки на юго-западе столицы как бельмо на глазу. В народе это строение получило поэтическое название "Синий зуб". Только сегодня, хотя и началась его реконструкция, этот "кариесный зуб" как олицетворение всего нашего российского образования и управления в целом. Можно ли вылечить, или лучше вырвать этот почти сгнивший зуб? Может быть, поставить имплант, но приживается ли новое искусственное новообразование на прежнем месте?

-2

Вопросы, на которые нет пока ответа. Равно как и нет ответа от экономики, которая стагнирует из года в год, какие ей вообще нужны специалисты и кто отвечает за подготовку реально нужных стране высококвалифицированных кадров.

Может быть, региональные вузы смогут лучше ответить на вызовы времени? Для них сегодня это момент истины!

Родителям и их детям - абитуриентам-2019 вновь придется бросить жребий на "орел" или "решка", и выбирать вуз в надежде, что повезет: с хорошим конкретным преподавателем, с группой, с возможностью пройти настоящую производственную практику, и, в конечном итоге, быть востребованным на завтрашнем рынке труда.