Завышенные ожидания — худший из врагов.
Нет, вы не подумайте, фильм мне понравился, но в список персональных фаворитов я его не включаю, а планировала — вот и грущу слегка.
«Дылда» — очередной портрет изломанных судеб.
Ленинград на исходе 45-го года: уже победа, но еще не свобода. Ия, которую по причине высокого роста чаще называют Дылдой, — бывшая зенитчица, отправленная в тыл из-за контузии, не прошедшей бесследно: время от времени, в моменты сильного эмоционального напряжения девушка замирает с пустым бессмысленным взглядом, направленным в никуда. Теперь Дылда работает в госпитале, растит сына Пашку и ждет с фронта свою лучшую подругу, с которой они делят общую тайну. Маша возвращается неожиданно, измученная тоской по их маленькому секрету, и еще не знает, что он превратился в большое горе.
Один из самых пронзительных моментов в обход классической драматургии помещен в начало истории неспроста: он лишь отправная точка в развитии дальнейшего сюжета. Потерявшим и без того ненадежный жизненный якорь девушкам предстоит тяжелейшее испытание: найти место и радость в настоящем, не потерять надежды на будущее. Путь к жизни будет тернистый и болезненный: слишком в глубокое отчаяние их зарыла война — быстрое выздоровление невозможно.
Еще до того как я увидела фильм, какой-то новостной портал выдал мне одну из тайн подруг: в рамках Каннского фестиваля фильм был номинирован на «Квир-приз». В этой секции оцениваются картины освещающие ЛГБТ-мотивы. Я заранее немного разочаровалась: неужели в Канны Балагова привела спекуляция на столь острой теме? Теперь я разочарована в жюри: то, что происходит между героинями, куда сложнее, чем влечение и однополая любовь. Это потребность в человеке где-то даже животная, окрашенная в страх и надежду, местами некрасивая в своей отчаянности, но одновременно и прекрасная в своей совершенной закономерности. Ия и Маша срослись нутром, их связь противоестественна и токсична, но она — все, что у них есть в этом новом послевоенном мире.
Одна из фишек этого фильма — антуражная и цветовая наполненность, призванная играть на смысловой скелет и подкрашивать настроения. Следите за цветом в кадре — он ваша шпаргалка: всегда подскажет, что происходит на экране. В этом трюке с цветом режиссёр идет на весьма избитую хитрость, но ведь красиво же, черт возьми!
Лично мне не хватило связи с реальностью. Эта история показалась мне излишне абстрактной: элегантно, но холодно. Отчего-то моя запредельная эмпатия в этот раз схалтурила. Но мне бы очень хотелось, чтобы этот уникальный фильм посмотрели все, не заботясь о постэмоции: это труд молодых, талантливых и смелых — им без поддержки никак.
Еще больше о хорошем кино - Cinemacountry и Instagram!