1 подписчик

Достопримечательности Самарканда, Узбекистан

Самарканд – сокровищница культуры народов Востока, где до наших дней сохранились уникальные по красоте и архитектурным формам памятники средневекового зодчества. Современный Самарканд сильно отличается от своего средневекового образа: город изменился, но купола, башенки и украшенные мозаичными узорами арки величественных построек средневековья продолжают сверкать на солнце и притягивать к себе взгляды. Памятники и достопримечательности Самарканда по праву занимают место в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО и словно страницы старой книги повествуют историю развития и становления Самарканда – города-перекрестка культур.                              
  Символ Самарканда, изображение которого чаще всего можно встретить на открытках, плакатах и в буклетах – Площадь Регистан , где расположены три медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кори. Это историческое место олицетворяет высшие достижения зодчих ХV-XVII вв., с ним неразрывно связаны имена знаменитых людей Востока. За столетия до того, как в Агре шах Джахан в честь возлюбленной построил знаменитый Тадж Махал, в Самарканде появилась мечеть Биби-Ханум – монументальная постройка, которую Амир Тимур посвятил своей любимой жене. Мечеть Биби-Ханум построена с большим размахом, не могут не поразить её размеры и особенная архитектурная стать. Её купол сравнивали с небесным сводом, арку портала – с Млечным путём. Недалеко от мечети Биби-ханум располагается комплекс Шахи-Зинда, который возник рядом с плотно застроенным жилым кварталом, и со временем разросся, потеснив жителей соседних домов. Другая важная достопримечательность Самарканда – Мавзолей Гур-Эмир, роскошная усыпальница Тимуридов, где покоится и сам основатель династии Амир Тимур. Также посетите загадочный мавзолей пророка Даниила, место, которое на протяжении многих лет является предметом множества гипотез и легенд.
Самарканд – сокровищница культуры народов Востока, где до наших дней сохранились уникальные по красоте и архитектурным формам памятники средневекового зодчества. Современный Самарканд сильно отличается от своего средневекового образа: город изменился, но купола, башенки и украшенные мозаичными узорами арки величественных построек средневековья продолжают сверкать на солнце и притягивать к себе взгляды. Памятники и достопримечательности Самарканда по праву занимают место в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО и словно страницы старой книги повествуют историю развития и становления Самарканда – города-перекрестка культур. Символ Самарканда, изображение которого чаще всего можно встретить на открытках, плакатах и в буклетах – Площадь Регистан , где расположены три медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кори. Это историческое место олицетворяет высшие достижения зодчих ХV-XVII вв., с ним неразрывно связаны имена знаменитых людей Востока. За столетия до того, как в Агре шах Джахан в честь возлюбленной построил знаменитый Тадж Махал, в Самарканде появилась мечеть Биби-Ханум – монументальная постройка, которую Амир Тимур посвятил своей любимой жене. Мечеть Биби-Ханум построена с большим размахом, не могут не поразить её размеры и особенная архитектурная стать. Её купол сравнивали с небесным сводом, арку портала – с Млечным путём. Недалеко от мечети Биби-ханум располагается комплекс Шахи-Зинда, который возник рядом с плотно застроенным жилым кварталом, и со временем разросся, потеснив жителей соседних домов. Другая важная достопримечательность Самарканда – Мавзолей Гур-Эмир, роскошная усыпальница Тимуридов, где покоится и сам основатель династии Амир Тимур. Также посетите загадочный мавзолей пророка Даниила, место, которое на протяжении многих лет является предметом множества гипотез и легенд.

Мавзолей Гур-Эмир - шедевр исламской архитектуры Средневекового Востока

В начале XV века в юго-западной части Самарканда был построен один из знаковых архитектурных ансамблей средневекового Востока – Гур-Эмир. Этот величественный комплекс состоял из ханака, медресе Мухаммад Султана – внука Амира Тимура и более поздней гробницы самого Амира Тимура и его потомков. 
Медресе было небольшим с типичной дворовой композицией и предназначалось для обучения детей самаркандской знати. Напротив медресе располагалась ханака с центральным залом и кельями – худжрами. Оба здания были возведены по приказу Мухаммад Султана и должны были стать центром исламского образования. Но внезапная смерть Мухаммада в 1403 году привела к изменению предназначения комплекса.

После смерти Мухаммад Султана Амир Тимур был безутешен: он приказал временно поместить останки любимого внука в угловой зале медресе – дарсхане и немедленно приступить к строительству мавзолея, который бы замкнул ансамбль с юга.

Дворик комплекса был оформлен единой декоративной стеной, по углам расположились четыре минарета, а с севера его украсил великолепный входной портал с именем архитектора – Мухаммада ибн Махмуда Исфахани. Однако Тамерлан не увидел завершенного мавзолея: он скончался зимой 1405 года. Строительство было завершено другим внуком Тамерлана – Улугбеком. И хотя, Амир Тимур уже приготовил для себя мавзолей в родном городе Шахрисабзе, именно Гур-Эмир стал его гробницей, а также местом захоронения его потомков. Здесь покоятся двое его сыновей – Шахрух и Мираншах, любимые внуки – Мухаммад Султан и Улугбек, а также духовный наставник Тимура – Мир Саид Барака.
В начале XV века в юго-западной части Самарканда был построен один из знаковых архитектурных ансамблей средневекового Востока – Гур-Эмир. Этот величественный комплекс состоял из ханака, медресе Мухаммад Султана – внука Амира Тимура и более поздней гробницы самого Амира Тимура и его потомков. Медресе было небольшим с типичной дворовой композицией и предназначалось для обучения детей самаркандской знати. Напротив медресе располагалась ханака с центральным залом и кельями – худжрами. Оба здания были возведены по приказу Мухаммад Султана и должны были стать центром исламского образования. Но внезапная смерть Мухаммада в 1403 году привела к изменению предназначения комплекса. После смерти Мухаммад Султана Амир Тимур был безутешен: он приказал временно поместить останки любимого внука в угловой зале медресе – дарсхане и немедленно приступить к строительству мавзолея, который бы замкнул ансамбль с юга. Дворик комплекса был оформлен единой декоративной стеной, по углам расположились четыре минарета, а с севера его украсил великолепный входной портал с именем архитектора – Мухаммада ибн Махмуда Исфахани. Однако Тамерлан не увидел завершенного мавзолея: он скончался зимой 1405 года. Строительство было завершено другим внуком Тамерлана – Улугбеком. И хотя, Амир Тимур уже приготовил для себя мавзолей в родном городе Шахрисабзе, именно Гур-Эмир стал его гробницей, а также местом захоронения его потомков. Здесь покоятся двое его сыновей – Шахрух и Мираншах, любимые внуки – Мухаммад Султан и Улугбек, а также духовный наставник Тимура – Мир Саид Барака.

Мавзолей Рухабад

                                                                                                       
                         Рухабад – «Обитель духа» Бурханеддина Сагараджи                                      
       Мавзолей Рухабад был построен в 1380 году по приказу Амира Тимура над могилой исламского богослова и мистика шейха Бурханеддина Сагараджи, особо почитаемого современниками Тимура. Бурханеддин Сагараджи внес значительный вклад в распространение ислама среди кочевников Восточного Туркестана. Исламский богослов пользовался большим влиянием при дворе китайской династии Юань и был женат на китайской принцессе.
Рухабад – «Обитель духа» Бурханеддина Сагараджи Мавзолей Рухабад был построен в 1380 году по приказу Амира Тимура над могилой исламского богослова и мистика шейха Бурханеддина Сагараджи, особо почитаемого современниками Тимура. Бурханеддин Сагараджи внес значительный вклад в распространение ислама среди кочевников Восточного Туркестана. Исламский богослов пользовался большим влиянием при дворе китайской династии Юань и был женат на китайской принцессе.

Мечеть Биби-Ханум

 соборная мечеть, которая согласно легенде получила своё название в честь любимой жены Амира Темура. Величественные голубые купола мечети Биби-ханум – необыкновенное зрелище.
соборная мечеть, которая согласно легенде получила своё название в честь любимой жены Амира Темура. Величественные голубые купола мечети Биби-ханум – необыкновенное зрелище.

Комплекс Шахи-Зинда

Уникальный древний ансамбль усыпальниц (1370-1449 гг), расположен неподалеку от городища Афрасиаб. Его еще называют улицей-кладбищем. Так причудливо растянулись с обеих сторон ветхие постройки мечетей и мавзолеев XI-XV веков, чьи голубые купола, убегающие вереницей вдаль, сверху смотрятся как изящное ожерелье. 
Шахи Зинда - место захоронения царственных особ и знати. Но основным мавзолеем, откуда и начинается некрополь, считается мнимая могила двоюродного брата пророка Мухаммеда - Кусама ибн-Аббаса. Его так и называли «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь». Он был одним из тех, кто проповедовал ислам в этом крае и позже этот комплекс стал важным местом паломничества, почитаемым в народе как святыня. По преданию, Кусам ибн-Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был обезглавлен зороастрийцами во время молитвы.

Захоронение Кусама ибн-Аббаса  - цель визита в Самарканд многих приверженцев религиозного, или духовного туризма, ведь еще в средние века паломничество к могиле «Живого царя» приравнивалось к хаджу в Мекку. По преданию, источник, который забил у могилы святого, обладает целительной силой.

Шахи-Зинда, СамаркандШахи-Зинда, СамаркандШахи-Зинда, Самарканд
Все мавзолеи комплекса Шахи Зинда отмечены единым композиционным решением. Это квадратные купольные здания, вход в которые выделен портиком. Поражает богатейший архитектурный декор зданий, в котором использованы поливные кирпичи, майоликовые плитки, резная мозаика.

Последнее сооружение - это главный вход в склеп Шахи Зинда, который завершает весь ансамбль. Надпись на главном входе гласит: "Это величественное сооружение создано Абдулазизханом- сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году" (1434/35 н.э.). Поднявшись на тридцать шесть ступенек, вы окажетесь на открытой галерее. Здесь, слева и справа, расположены склепы - мавзолеи близких родственников Тамерлана. Галерея заканчивается круглым двором со сводчатой аркой. Под ним направо древняя резная дверь, которая ведет к главной святыне ансамбля Шахи Зинда - мавзолею Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе бытует легенда о нем, как о Шахи-Зинде - Живом Царе.
Уникальный древний ансамбль усыпальниц (1370-1449 гг), расположен неподалеку от городища Афрасиаб. Его еще называют улицей-кладбищем. Так причудливо растянулись с обеих сторон ветхие постройки мечетей и мавзолеев XI-XV веков, чьи голубые купола, убегающие вереницей вдаль, сверху смотрятся как изящное ожерелье. Шахи Зинда - место захоронения царственных особ и знати. Но основным мавзолеем, откуда и начинается некрополь, считается мнимая могила двоюродного брата пророка Мухаммеда - Кусама ибн-Аббаса. Его так и называли «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь». Он был одним из тех, кто проповедовал ислам в этом крае и позже этот комплекс стал важным местом паломничества, почитаемым в народе как святыня. По преданию, Кусам ибн-Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был обезглавлен зороастрийцами во время молитвы. Захоронение Кусама ибн-Аббаса - цель визита в Самарканд многих приверженцев религиозного, или духовного туризма, ведь еще в средние века паломничество к могиле «Живого царя» приравнивалось к хаджу в Мекку. По преданию, источник, который забил у могилы святого, обладает целительной силой. Шахи-Зинда, СамаркандШахи-Зинда, СамаркандШахи-Зинда, Самарканд Все мавзолеи комплекса Шахи Зинда отмечены единым композиционным решением. Это квадратные купольные здания, вход в которые выделен портиком. Поражает богатейший архитектурный декор зданий, в котором использованы поливные кирпичи, майоликовые плитки, резная мозаика. Последнее сооружение - это главный вход в склеп Шахи Зинда, который завершает весь ансамбль. Надпись на главном входе гласит: "Это величественное сооружение создано Абдулазизханом- сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году" (1434/35 н.э.). Поднявшись на тридцать шесть ступенек, вы окажетесь на открытой галерее. Здесь, слева и справа, расположены склепы - мавзолеи близких родственников Тамерлана. Галерея заканчивается круглым двором со сводчатой аркой. Под ним направо древняя резная дверь, которая ведет к главной святыне ансамбля Шахи Зинда - мавзолею Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе бытует легенда о нем, как о Шахи-Зинде - Живом Царе.

Афрасиаб

Древний город Афрасиаб (также — Афросиаб), словно полумесяц, окаймляет Самарканд с северной стороны. Городище было основано в VII веке до нашей эры и закончило свое существование в качестве действующего послеение в XIII столетии. К сожалению, на сегодняшний день от древнего поселения осталась лишь россыпь холмов. Археологические изыскания показали, что Афрасиаб с древних времен являлся значимым торговым, культурным и образовательным центром в Средней Азии, его границы находились далеко за пределами площади в 200 гектаров. 
Во время раскопок археологами была найдена бытовая утварь, украшения, осколки орудий труда и уникальные артефакты, среди которых фрагменты настенной росписи, переданные в Самаркандский музей истории — «Афрасиаб», разместившийся на территории древнего города. Все находки, найденные во время раскопок, являются немыми свидетелями жизни высококультурной цивилизации, населявшей территорию современного Самарканда много столетий назад.
Древний город Афрасиаб (также — Афросиаб), словно полумесяц, окаймляет Самарканд с северной стороны. Городище было основано в VII веке до нашей эры и закончило свое существование в качестве действующего послеение в XIII столетии. К сожалению, на сегодняшний день от древнего поселения осталась лишь россыпь холмов. Археологические изыскания показали, что Афрасиаб с древних времен являлся значимым торговым, культурным и образовательным центром в Средней Азии, его границы находились далеко за пределами площади в 200 гектаров. Во время раскопок археологами была найдена бытовая утварь, украшения, осколки орудий труда и уникальные артефакты, среди которых фрагменты настенной росписи, переданные в Самаркандский музей истории — «Афрасиаб», разместившийся на территории древнего города. Все находки, найденные во время раскопок, являются немыми свидетелями жизни высококультурной цивилизации, населявшей территорию современного Самарканда много столетий назад.

Мавзолей Ходжи Данияра, Самарканд

Вряд ли найдется в мире такое место, куда приходили бы помолиться мусульманин, христианин и иудей. Но такое место есть в Самарканде – это могила святого Донияра (Даниил, Даниэль).                                                                                                                                    
 Находится он на окраине городища Афрасиаб, что на северо-востоке Самарканда. На высоком обрыве холма растянулось длинное 5-купольное здание мавзолея, а у подножия холма протекает река Сиаб. Растянутость здания напрямую связана с надгробием, длина которого равна 18 метрам.                                                                                                                       С этой могилой связано очень много легенд и гипотез. Одни утверждают, что останки были привезены сюда ранними христианами, другие склонны думать, что их приказал доставить в Самарканд известный средневековый правитель Амир Тимур (Тамерлан). Как бы то ни было, этот мавзолей, находясь в отдалении от других достопримечательностей Самарканда, привлекает к себе огромное количество паломников многих наций и религий. Но  не обязательно быть верующим человеком, чтобы почувствовать спокойствие и умиротворение этого места.
Вряд ли найдется в мире такое место, куда приходили бы помолиться мусульманин, христианин и иудей. Но такое место есть в Самарканде – это могила святого Донияра (Даниил, Даниэль). Находится он на окраине городища Афрасиаб, что на северо-востоке Самарканда. На высоком обрыве холма растянулось длинное 5-купольное здание мавзолея, а у подножия холма протекает река Сиаб. Растянутость здания напрямую связана с надгробием, длина которого равна 18 метрам. С этой могилой связано очень много легенд и гипотез. Одни утверждают, что останки были привезены сюда ранними христианами, другие склонны думать, что их приказал доставить в Самарканд известный средневековый правитель Амир Тимур (Тамерлан). Как бы то ни было, этот мавзолей, находясь в отдалении от других достопримечательностей Самарканда, привлекает к себе огромное количество паломников многих наций и религий. Но  не обязательно быть верующим человеком, чтобы почувствовать спокойствие и умиротворение этого места.

Обсерватория Улугбека

 Мавзолей Гур-Эмир - шедевр исламской архитектуры Средневекового Востока  Мавзолей Рухабад   Мечеть Биби-Ханум   Комплекс Шахи-Зинда    Афрасиаб   Мавзолей Ходжи Данияра, Самарканд    Обсерватория...-8
 Мавзолей Гур-Эмир - шедевр исламской архитектуры Средневекового Востока  Мавзолей Рухабад   Мечеть Биби-Ханум   Комплекс Шахи-Зинда    Афрасиаб   Мавзолей Ходжи Данияра, Самарканд    Обсерватория...-9
Во время правления Улугбека Самарканд превратился в один из центров науки. Улугбек был хорошо образованным человеком; его учителя - известный поэт и ученый-философ шейх Ариф Азари, крупный астроном и математик Казызаде Руми - привили ему любовь к наукам и искусству.                                                                                                                                        Улугбек проявил себя как талантливый исследователь в астрономии и математических науках (геометрии, тригонометрии), хорошо знакомый с трудами своих предшественников. Итогом его научных работ являются так называемые "Новые астрономические таблицы", содержащие изложение теоретических основ астрономии и координаты свыше 1000 звезд.                                                                                                                                 
 Таблицы получили широкую известность в Европе (изданы в Оксфорде в 1665 году), Индии и Китае. Приведенные в нем сведения, а также существенно уточненные Улугбеком значения продолжительности года, наклона эклиптики к экватору и прецессии имели большое значение для астрономии.                                                                                       
   Научные труды Улугбека были созданы благодаря уникальной обсерватории, которую он воздвиг в Самарканде. Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м (остатки фундамента, вернее траншей от него, найдены при археологических исследованиях). Верхняя часть его меридианной дуги, размером 40,2 м достигала плоской крыши здания, ее нижняя часть (до 11 м) сохранилась до сих пор в скальной траншее, на крыше размещались азимутный круг и вращающийся квадрант, дававшие возможность фиксировать самым точным образом координаты светил в любой точке небесной сферы. Там были также солнечные часы.
Во время правления Улугбека Самарканд превратился в один из центров науки. Улугбек был хорошо образованным человеком; его учителя - известный поэт и ученый-философ шейх Ариф Азари, крупный астроном и математик Казызаде Руми - привили ему любовь к наукам и искусству. Улугбек проявил себя как талантливый исследователь в астрономии и математических науках (геометрии, тригонометрии), хорошо знакомый с трудами своих предшественников. Итогом его научных работ являются так называемые "Новые астрономические таблицы", содержащие изложение теоретических основ астрономии и координаты свыше 1000 звезд. Таблицы получили широкую известность в Европе (изданы в Оксфорде в 1665 году), Индии и Китае. Приведенные в нем сведения, а также существенно уточненные Улугбеком значения продолжительности года, наклона эклиптики к экватору и прецессии имели большое значение для астрономии. Научные труды Улугбека были созданы благодаря уникальной обсерватории, которую он воздвиг в Самарканде. Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м (остатки фундамента, вернее траншей от него, найдены при археологических исследованиях). Верхняя часть его меридианной дуги, размером 40,2 м достигала плоской крыши здания, ее нижняя часть (до 11 м) сохранилась до сих пор в скальной траншее, на крыше размещались азимутный круг и вращающийся квадрант, дававшие возможность фиксировать самым точным образом координаты светил в любой точке небесной сферы. Там были также солнечные часы.