В начальной школе есть предмет "Чтение". В средней и старшей — казалось бы, этот же предмет называется "Литература". Пятиклассники даже в дневниках до конца года при заполнении расписания часто продолжают писать "Чтение". Но дело не cтолько в наименовании учебной дисциплины, сколько в том, что в своей жизни мы читаем гораздо больше нехудожественной литературы, да и не литературы вообще.
Срок годности молока на коробке в магазине. Меню ресторана сети быстрого питания на киоске самообслуживания. Новости своего города на любом новостном портале. Переписку с коллегами в корпоративном чате. Канал, посвященный хобби, в Телеграме. Инструкции к лекарствам. Неприличные надписи на двери лифта, которые никак не сотрут уже второй год.
Вокруг нас гораздо больше вообще слабо связанных с литературой текстов, и с ними, в отличие от произведений словесности, мы сталкиваемся ежедневно. Наши дети, кстати, находятся в более выгодном положении: их как раз художественной литературой не обделяют.
Необходимо понимать, что чтение как деятельность — это вообще не про литературу как искусство. Читательская грамотность проверяется не на умении быстро назвать, какого цвета были панталоны на Пьере Безухове в его первое появление в романе Толстого, а на умении решать задачи, составлять таблицы и отвечать на тесты.
Если прочитать условие задачи и не понять, что спрашивается, можно найти не ту величину, которую просили, и лишиться баллов за это задание.
Если поставить галочки в клетках теста, когда просили крестики, можно вообще получить зануленный результат, потому что тесты частенько проверяет машина.
Если не научиться выделять главное и отсекать второстепенное, можно при составлении таблицы весь параграф переписать, потратив уйму времени на бесполезную работу.
Читательская грамотность школьника — это умение выполнить в точности то задание, которое требуется. Это навык отвечать именно на тот вопрос, который задавали. Это способность делать что-то впервые по образцу или схеме.
А то, что литература — это один из многих предмет, на котором умение читать осмысленно формируется, так это уже совсем другой разговор.
А какие тексты ежедневно читаете вы?