4 июля 1989 года МиГ-23М бортовой номер 29, 871-го истребительного авиационного Померанского Краснознаменного полка, пилотируемый полковником Н.Е. Скуридиным, взлетел с аэродрома Колобжег (Польша). В первый летный день после отпуска Скурдин выполнял полет для восстановления навыков техники пилотирования на боевой машине. Взлетая, самолет находится в полной боевой готовности, со включенной системой опознавания «свой-чужой», с боекомплектом в 260 выстрелов к бортовой 23-мм пушке.
На 41-й секунде полета произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, летчик отметил хлопок в левом воздухозаборнике, падение тяги и снижение самолета. Все говорило об остановке двигателя – даже шума его не было! Скуридин сообщил руководителю полетов о своем решении катапультироваться и после получения соответствующей команды разворачивает машину в сторону моря и катапультируется. Прежде чем приземлиться, пилот успел заметить, как истребитель пересек береговую черту и затерялся на фоне голубых волн. При приземлении летчик повредил руку...
Высланные вдогонку самолету пара истребителей его не находят, и МиГ считается разбившимся. Командование решило, что серьезное летное происшествие закончилось без человеческих жертв. В том, что МиГ-23 «упал в море и никакого ущерба при этом не причинил», не сомневался никто...
А в это время, спустя 6 секунд после катапультирования (по данным бортового самописца, найденного позднее на месте аварии) двигатель вновь начал набирать обороты. Самолет медленно набирает высоту, пока не достиг потолка в 12 км с уставленным курсом взлета (в западном направлении). Все работает автоматически, по сигналам бортовой электронной системы. Система опознавания «свой-чужой» была включена и самолет беспрепятственно пролетел над территорией стран Варшавского договора – Польши и ГДР.
Радары ПВО в ФРГ фиксируют нарушение воздушной границы самолетом. С военной базы НАТО подняты два американских истребителя-перехватчика. Через 15 минут пилоты доложили, что вошли в визуальный контакт с самолетом противника. Еще через две минуты на землю поступило сообщение, которое привело в изумление военных специалистов: боевой самолет типа МиГ-23 с советскими военными опознавательными знаками совершал полет с отсутствующим фонарем кабины… без летчика.
Пилоты американских самолетов получили приказ – сопровождать «заблудившийся» МиГ-23, истребитель не сбивать – поскольку нельзя предугадать, куда упадет самолет со столь большой высоты: полет проходил над густонаселенными районами.
В сопровождении обоих F-15 МиГ продолжал автоматический полет до полной выработки топлива, пролетев над ФРГ, Нидерландами, Бельгией. В общей сложности преодолел около 900 км. После этого двигатель его остановился, и самолет начал плавное снижение. Потеряв скорость, он упал на территории Бельгии, близ границы с Францией почти плашмя на жилое здание фермы в деревеньке Беллегем... где в это время на веранде дома своего отца мирно сидел 19-летний Вим Деларе, ожидавший возвращения родителей, уехавших за покупками... пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23М.
Весь полет с момента старта продолжался 1 час 22 минуты. Самолет преодолел около 900 км. Покружив над местом катастрофы еще некоторое время, оба F-15 возвращаются на базу.
Благодаря потеплению отношений двух военных блоков (Организация Варшавского договора и НАТО) ситуацию удалось разрешить благоприятно. Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя вывезли в Советский Союз. Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 000 долларов.
Комментируя инцидент, тогдашний первый заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Е.И. Шапошников сказал: «Случай в истории авиации уникальный. Еще не было такого, чтобы боевая машина, покинутая пилотом, совершила столь продолжительный неуправляемый полет. Такой это самолет - МиГ-23».
1989 - В Бельгии на частный дом семьи Деларе упал советский самолет МиГ-23.