Возраст старшего дошкольника – 5-7 лет. В это время происходят физические, психологические, социальные изменения в развитии ребенка. А развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста становится одним из важным в его познавательной деятельности. Играет огромную роль в подготовке к обучению в школе.
Дошкольное развитие ребенка
Этот период отмечается интенсивным развитием самопознания. Эмоциональное восприятие становится осмысленным. Идет совершенствование наглядно-действенного мышления, улучшается наглядно-образное и логическое.
Активно развивается речь. Она логична и осознанна. Увеличивается словарный запас.
У ребенка формируется восприятие, мышление, запоминание становится более сознательным.
Все дети рождаются с желанием познавать окружающий их мир. Познание проявляется в таких физических процессах, как воображение, внимание, восприятие, мышление. Ребенок получает и пытается анализировать информацию. Остро реагирует на людей, новые предметы и события.
Ввиду активного формирования мышления идет развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Что включает в себя любознательность
Любознательность основывается на познании. Ребенок стремится узнавать все новое, проявляет к нему искренний интерес. В этом возрасте дети могут сами придумать, а потом и решить всеми возможными способами познавательную задачу.
Развитие детей старшего дошкольного возраста видно в проявлении сообразительности, догадливости. Часто дошкольники с удовольствием проводят эксперименты, интересуются историческими событиями, животным и растительным миром.
Старших дошколят можно назвать большими фантазерами, они пытаются сочинять рассказы и стихотворения, различные истории.
Любознательность ребенка видна в общении. Он с удовольствием делится со взрослыми своими мыслями, рассуждает, просит рассказать, прочитать или что-то объяснить. Очень часто дети задают вопросы, и чтобы они не утратили интерес, важно на них отвечать.
Развитие детей дошкольного возраста зависит от того, насколько развито у них мышление, речь и познавательная деятельность.
Критерии уровня развития любознательности:
- вопросы, которые задают дети; по ним видно насколько глубоко они рассуждают, познают окружающий мир;
- желание долго наблюдать за предметами и явлениями;
- насколько эмоционально активен ребенок во время беседы или обсуждения.
Если у малышей позитивные эмоции, то можно сказать, что они воспринимают окружающий мир интересным, ярким и увлекательным.
Методы и способы развития любознательности
Развитие любознательности – это сложный и длительный процесс. Любознательность малыша можно и нужно развивать. Это во многом зависит от самих взрослых. Формирование этого качества может проходить в несколько этапов:
- Вызвать желание в приобретении новых знаний и умений.
- Показать ребенку, как это можно делать.
- Создать условия, при которых детям легко будет самостоятельно получать знания.
- Помочь увидеть им практическую пользу любознательности.
Традиционные методы развития любознательности у детей дошкольного возраста:
- основные формы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
- словесные; это может быть чтение художественной литературы, обсуждения, беседы;
- практические методы; сюда относятся различного рода игры: развивающие, экспериментальные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные.
Развить любознательность детей дошкольного возраста можно с помощью художественной литературы. Применяют следующие приемы и методы:
- словесные; включают в себя чтение, пересказ, перекрестные вопросы;
- наглядные методы; это может быть демонстрация или показ фотографий, иллюстраций с целью понаблюдать за объектом;
- проведение занятий с целью познакомить ребенка с природой, ее особенностями; ознакомить с жизнью животных в разные времена года; в игровой форме научить основным правилам дорожного движения;
Можно воспитать любознательность ребенка несколькими способами:
- Поддерживать проявляемый интерес, эмоции, радость. Если малыш что-то разбирает, желая узнать, как это устроено, очень важно помочь ему. Нужно обратить внимание на разные детали и с помощью наводящих вопросов помочь найти ответ. Важно разделить с ним радость от нового открытия. Если ругать ребенка за попытки узнать то, что его интересует, можно подавить желание к познавательному процессу.
- Отвечать на задаваемые вопросы.
- Стараться «заразить» ребенка собственным интересом и радостью, удовольствием от наблюдения, исследования, положительными эмоциями.
- Своим примером показывать уважение к людям, которые совершили открытие или сделали изобретение, придумали что-то новое. Этим взрослые покажут, что уважают достижения малыша, ведь для него может быть достижением то, что давно известно.
Самым главным учителем ребенка являются родители. Никто лучше не сможет развить у малыша любознательность, желание узнать окружающий мир и заложить любовь к обучению.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк 👍
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал