16 подписчиков

Шантаж, выстрел, психбольница.

16K прочитали

Смерть Марата. 1907
Смерть Марата. 1907

La femme fatale. Многое у Мунка об этом.

Художник боготворил женщину как источник жизни. Земное божество. Но признавал полную беспомощность перед ее чарами. В ней одновременно сочетаются и грех, и невинность. Окутывая чарами (во многих работах буквально опутывая волосами, словно они сами нечто живое и колдовское), она лишает жизненной и творческой энергии.

Писатель Август Стриндберг будучи близким другом Мунка описал картину «Вампир» (1893):

Золотым дождем волос ниспадает на несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши. Но несчастен ли он? Или он молил ее об этой последней ласке — ласке смертельного укуса, чтобы ощутить зыбкую грань между жизнью и небытием? Что есть реки крови, страдание и смерть по сравнению со сладким ощущением — пусть и мгновенным — того, что ты любишь и любим?
Вампир. 1893
Вампир. 1893

Пряди волос символизируют узы, связывающие влюбленных. Они покрывают мужчину, который прижимается лицом к груди женщины, сосущей кровь из его шеи. Воплощение представления о женщине как о существе желанном, но опасном.

Женщины в жизни самого Мунка были бесспорно роковые.

Милли Таулов
Милли Таулов

Первая любовь - Милли Таулов - была замужем, имела репутацию кокетки и не приняла всерьёз чувства молодого художника.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк
Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Разрыв с Туллой Ларсен нанёс не только психическую травму, но и физическое увечье. Девушка так настойчиво пыталась стать женой Мунка, что прибегла к шантажу самоубийством. По одной из версий он пытался выхватить пистолет из ее рук и случайно нажал на курок.. прострелил себе руку. За этим последовали годы, когда Мунк пытался забыться в работе и выпивке, а позже - лечение в психиатрической больнице.

Пепел. 1894
Пепел. 1894

Картина «Смерть Марата» (и в целом обращение к этому сюжету) во многом навеяна этим трагическим ударом. Не кровать, а поле боя. Своеобразное пепелище страсти. И рыжеволосая девушка как здесь, так и на картине «Пепел» грешна и в тоже время невинна.

Дагни Юль-Пшибышевская
Дагни Юль-Пшибышевская

Третья роковая муза - жена друга по берлинскому литературно-философскому кружку - Дагни Юль-Пшибышевская. Пианистка, писательница, переводчик. Феминистка. «Свободнейшая из свободнейших». Муза многих художников и писателей. В возрасте 33 лет была застрелена любовником в тифлисском отеле на глазах у сына. Любовник застрелился следом. «Быть обманутым ею было высшим блаженством».

Дагни Юль Пшибышевская. Фрагмент Мадонны (1894) и портрет (1893)
Дагни Юль Пшибышевская. Фрагмент Мадонны (1894) и портрет (1893)

На портрете Дагни в образе ангела: положение головы, взгляд и даже рукава платья, похожие на крылья.

Мадонна. Гравюра. 1902
Мадонна. Гравюра. 1902

Так же Дагни позировала для картины «Мадонна». Молодая обнажённая женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами (помним о коварном и связующем символизме). Кровавый нимб над головой. Литография дополнена рамой с изображениями сперматозоидов и эмбриона в углу.

Эва Мудоччи
Эва Мудоччи

Ещё одна муза - скрипачка Эва Мудоччи (Эвангелина Маддок).

Брошь.    Саломея. 1903.
Брошь. Саломея. 1903.

Картина «Брошь» посвящена ей. Здесь история не была так трагична, но красота колдовская конечно. Мунк даже написал автопортрет с Эвой в образе Саломеи.

Как вам музы художника и любителя селфи?