Именно в Дагестане более полутора тысячи лет назад появился город. Город назывался Беленджер. Он был вторым по величине и первым по назначению в покрытой тайнами Великой Степи, там жили берендеи, так называли его жителей-тюрков ...
Город миф? Что ж, были и такие. Собственно вся Хазария долго была скорее мифом, чем реальностью. О Хазарии знали по письменным источникам. Считалось, что следов материальной культуры древнего народа не сохранилось.
В древнем мире Хазарию называли не страной, не государством, а каганатом. Называли по имени кагана, он был у тюркских народов князем князей, их верховным правителем. В степях Европы и Азии, куда пришли тюрки почти две тысячи лет назад, насчитывалось несколько их каганатов. А все вместе каганаты носили одно имя - Дешт - и - Кипчак, что, как известно, означало "Степь кипчаков или Половецкое поле".
Хазарский каганат возник, очевидно, сразу же после походов гуннов, разрушительным смерчем пронёсшихся по степям Азии и Европы. Сейчас доподлинно известно, что гунны пришли с Алтая и говорили на тюркском наречии, что их внешность, образ жизни были типичными для тюркских народов. В работах латинского историка Аммиана Марцеллина кое-что сохранилось о жизни таинственных степняков, у которых "молодёжь, с раннего детства сроднились с верховою ездою, считают позором ходить пешком". " Гунны приросли к коням", воюют только на конях, их время - II - IV век нашей эры.
Очень много ошибок в работах Л. Н. Гумилёва, особенно о разливах Каспийского моря.
В Дагестане, на месте бывшего города Беленджер все курганы разграблены. Первыми их покой потревожили арабы, в 723 году захватившие этот богатый город. По преданию, золото из Хазарии они вывозили на арбах ...
До недавнего времени существовала легенда о том, что каган пригласил к себе иудея, христианина и мусульманина, чтобы те рассказали о своей религии. Кагану якобы понравилась иудейская религия, и он велел принять её своим подданным. В Хазарии, во всех пятнадцати её городищах не найдено никаких следов ни иудейской, ни мусульманской. Наоборот, найденные остатки христианских церквей убеждают совершенно в другом.
Сохранились записки венецианского посла Иосафата Барбаро, который в середине XV века посетил Кавказ и описал свои встречи с христианами греческого и католического исповедования.
Как напоминание о многовековом общении народов Северного Кавказа с Римом - это костелы, до сих пор сохранившиеся во Владикавказе, Пятигорске, Ставрополе, а также в горах. До сих пор остались приверженцы католического вероисповедания ...
"Борьба за веру" в Хазарии не могла быть столь ожесточённой, как о неё пишут. Да, были попытки навязать степнякам мусульманство, но поход арабского полководца Мервана в 737 году закончился неудачей, главную битву арабы проиграли - поверженные степняки не приняли религию своих врагов. Из гордости, конечно, не приняли!
К тому же притязания арабов закончились очень быстро - Степь разбило их войско. Больше арабы на священной земле Дешт-и-Кипчак не появились. Лишь иногда наведывались сюда их купцы и путешественники, записки которых проливают свет на жизнь жителей Великой Степи.
Арабские источники уверяют, что в хазарских городах жили мусульмане. Какие мусульмане? Неизвестно. Ибн Хаукуль, побывав в столице Хазарии пишет: город "населяли мусульмане и другие, и в городе у них были мечети". Если мусульмане, то они могли быть только шиитами, религия которых пустила к тому времени корни на земле нынешнего Азербайджана.
Путешественники Плано Карпини и Вильгельм Рубрук, побывавшие здесь, писали: "Мы нашли некий хороший город, по имени Эквиус, в котором жили саррацины (мусульмане), говорящие по-персидски, хотя они были очень далеко от Персии". Эти мусульмане, скорее всего, были талыши (иранцы), которые до сих пор живут в Дагестане, они - шииты.