Разведывательный отдел Калининского фронта проводил масштабную операцию, в ходе её с 22 апреля по 4 мая 1943г. в тыл противника для ведения диверсионно-разведывательной деятельности был переброшен отряд в 31 человек. Командовал отрядом старший лейтенант И. Дубовицкий. Личный состав отобрали из 10-го гвардейского отдельного батальона минёров 43-й армии (пп. № 73720).
Разведчики быстро установили контакт с партизанским соединением Вишнёва. Диверсанты с первых дней повели активную деятельность на коммуникациях противника подрывали железнодорожные эшелоны, автотранспорт, осуществляли налёты на склады с боеприпасами, нарушали управление.
За короткий срок разведчики нанесли противнику ощутимый урон. А главное поставили под срыв планы переброски войск.
Одна из групп разведчиков под командованием гвардии старшего лейтенанта Колосова 8-го мая получила задачу провести на железнодорожной линии Витебск – Смоленск подрыв эшелона, уточнить движение противника по автомагистрали и подорвать мост.
В состав группы вошли: командир группы - Николай Васильевич Колосов, заместитель командира группы-гвардии старший сержант Владимир Петрович Горячев, разведчики-гвардии младший сержант Вячеслав Борисович Ефимов, гвардии рядовые: Иван Кириллович Базылев, Филипп Иванович Безруков, Михаил Васильевич Мягкий.
Группа действовала во взаимодействии с партизанами. В ходе выдвижения к объекту разведчики выявили склад с боеприпасами. Командир принял решение на его уничтожение. Однако противник быстро среагировал и начал преследование.
Возникла угроза партизанскому отряду. Тогда разведчики приняли решение увести противника за собой. Колосов был опытный разведчик и не раз уходил от преследования. И в этот раз он надеялся на успех.
Но очевидно немцы, разозлённые предыдущими неудачами, приложили максимум усилий. Группа так и не смогла оторваться от преследования. Ещё до начала операции разведчики заложили схрон с запасом тротила и мин, на высоте 207,8 в районе деревни Княжино.
Именно на эту высотку 11-го мая вышли разведчики. Бойцы успели окопаться, установить фугасы, и приготовились к обороне. Думаю, что командир принял решение измотать преследователей обороной, а за тем осуществить прорыв и выйти из кольца.
Планы нарушила группа карателей, проводившая прочёсывание местности. Разведчики подпустили противника на дистанцию сосредоточенного огня и шквальным огнём из автоматов уничтожили и рассеяли атакующих.
Немцы произвели ещё несколько безуспешных атак. Через два часа боя противник подтянул несколько орудий, миномёты и даже самолёт. Старший лейтенант Колосов и здесь переиграл немцев. Он отвёл своих разведчиков на 100-150м. и обстрел пришёлся в пустоту. А когда противник вошёл на высоту, прогремел взрыв, разметавший карателей.
К сожалению, силы были не равны, а боеприпасы не бесконечны. Когда закончились патроны, разведчики пошли в свой последний бой. Как ни старались историки но подробностей того боя не удалось раскопать. О том, что потери немцев были очень велики, говорит зверство с которым фашисты глумились над уже павшими советскими бойцами.
Жители деревни Княжино и Дубровицы которые захоронили разведчиков в братской могиле вспоминали, что у советских бойцов были выколоты глаза, отрезаны уши, носы, тела исколоты штыками. Свои трупы немцы вывозили на нескольких грузовиках.
На месте где разведчики приняли свой последний бой, крестьяне нашли медальон Безрукова с запиской: «Здесь у деревни Княжино после взрыва склада вели последний бой с фашистами гвардейцы минёры-разведчики старший лейтенант Колосов Николай Васильевич – токарь из Фурманова, двадцати четырёх лет; старший сержант Горячев Володя – школьник из Омска, девятнадцати лет; младший сержант Ефимов Слава – студент из Калинина, девятнадцати лет; красноармейцы Базылев Ваня – комсорг Болтутинского колхоза, двадцати одного года; Миша Мягкий – служащий из Белгородской области, двадцати одного года, и я, Безруков Филипп – рабочий из Челябинска, двадцати двух лет. Прощайте! Живите после войны хорошо, мирно! Написано 12 мая 1943 г.».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» все разведчики посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза. И навечно зачислены в списки части.
Такой вот шаг в бессмертие на безымянной высоте под номером 207,8.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА. Если вам понравилась статья, ДЛЯ ТОГО ЧТОБ ЕЁ УВИДЕЛО БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ и для продвижения канала. Пожалуйста, поставьте палец в верх (лайк) и поделитесь ссылкой в вашей социальной сети.
Фото и рисунки с сайта - https://yandex.ru/images/search?text