Такой сферически-вакуумный персонаж сначала из добрых советских фильмов, затем из чикен-гламурной женской прозы (но не романчиков) нулевых. Ну и Минаеву она как-то глянулась. Больше все-таки в сериальном "мыле" наличествует, даже если тот и маскируется под остросюжетный детектив.
Мне и самой интересно - почему же все-таки Кира? Не Ольга, Александра, Мария, Татьяна или на худой конец даже Жанна или Анжела. Все просто - имя у такой героини должно отражать и раскрывать ее сущность, не быть слишком простецким, манерным или вульгарным. То бишь с первых строк или минут читатель и зритель должен четко осознавать кто перед ним: скромная провинциалка, разбитная краля или столичная интеллектуалка.
Имя Кира в этом смысле самое удачное для обозначения определенного женского типа. Простое, емкое - сразу задает тон. Лишенное сокращений и даже в уменьшительно-ласкательной форме звучит довольно холодновато и надменно.
Рисуется нужный образ дамочки, родившейся и выросшей в историческом центре Москвы или Северной столицы. В глубоко интеллигентной семье, где она скорее всего была единственным ребенком. Ну уж скорее всего, скорее всего профессорской - просторная квартира с высокими потолками, старинная мебель. Огромная библиотека, она не для форсу - книги в этой среде читают. Домработница - простая женщина с непростой судьбой, из провинции. Член семьи и самый близкий друг - никаких вам нуворишеских попыток поиграть в "барина и крепостных".
Как видите перед вами не просто героиня, а собирательный образ целого социального пласта столичного общества XX - XXI века. "Из бывших" - сливки советской интеллигенции - профессура, медики, инженеры, реже военные.
Даже при отсутствии внятно показанного антуража околодворянского среды, столичная девочка Кира обычно сохраняет замашки принцессы. А если точнее - Снежной Королевы.
Внешность как правило соответственная - фарфоровая кожа, породная сухотность, бледнявость - на любителя. Интеллигентский замес славяно-германо-еврейской крови. Тонкость носа, ключиц и лодыжек намекают на породность. Ноль косметики и изысканный парфюм. Унисекс в стиле денди либо элегантная классика. Такой образ а-ля Хакамада всегда стереотипно дополняется вредными привычками типической-типической интеллектуалки: кофе, сигареты, дорогой алкоголь.
Как правило в исходных данных чтива и "смотрива" дамочке где-то под сороковник. И обычно это представительница интеллигентной профессии - редактор, журналист переводчик или высококлассный медик. Ни разу не карьеристка. По головам не пойдет - воспитание не позволит. Творчество обычно тоже мимо - родители такое хиппарство задавливают на корню. Что-то серьезное, но всегда женственное и "беловоротничковое". Реже, но все же может занимать руководящую должность. Исключительно благодаря талантам и блестящему образованию.
В личной жизни неразбериха - несчастная любовь в юности и неудачный брак (роман) в прошлом-настоящем. В молодости бледноватая аристократка Кира на фоне ядреных "понаехавших" девах не блистает. Зато расцветает букетом хорошего вина к зрелости, когда уже перегоревшие гормональным взрывом мужики способны хоть как-то оценить эту столичную леди. Но опять же, чаще ценители из тусовки великосветских снобов.
Далее в зависимости от сюжета Кира находит новую-старую любовь, распутывает детективную головоломку или даже ввязывается в авантюрные шпионские игры. Не интересно и не суть.
Маска Снежной Королевы спадает и перед нами предстает нежная роза без шипов. Вскрывается ледяная подкорка и открываются уязвимость и беспомощность тепличного цветка.
Почему этот типаж настолько привлекателен, что цепляет не одно поколение писателей, сценаристов и режиссеров?
Нет, это даже не про современную Людмилу Прокофьевну, здесь не селф-мейд вумен надо показать. Да и вообще героиня "Служебного романа", несмотря на начитанность и ум, из другой оперы.
Как правило этот образчик московско-питерской "центровости" загоняется под фанфары махрового снобизма. Нам сходу дают понять и про элитарность, и про воспитание в "другой детской". Девочка Кира в 2000-х- это своего рода витрина старой Москвы. Недостижимый идеал и миф для провинциалов, который те в силу ограниченности не всегда способны даже разглядеть, не то что оценить. Особенно на фоне блескучего гламурняка, тех кто успел заехать в первопрестольную пораньше.
Лучше всего, конечно, такая героиня подается в литературе, бо через слог лучше удается прочувствовать атмосферу и антураж. Киношники (читай сами вчерашние провинциалы) обычно не загоняются над обстановкой и окружением, поэтому нужный образ не всегда вырисовывается.
И все же, если добавить к этому нарицательному уже имени два-три ингредиента из перечисленного выше, то результат налицо - центровая девочка Кира из старого московского дворика, воспитанная в лучших традициях столичной интеллигенции советского образца.
Ваше мнение в комментариях. Подписка и лайк приветствуются!