Найти тему
Synergy ART

Итоги русских торгов в Лондоне

В начале июня в Лондоне прошли торги русского искусства. Самым дорогим лотом стала картина Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью». Она была продана на аукционе Christie's за $11,7 млн. Это стало не только рекордной стоимостью работ автора, но и самым дорогим произведением в истории аукционов русского искусства вообще.

К. Петров-Водкин. Натюрморт с сиренью. Деталь. Фото: Christie’s
К. Петров-Водкин. Натюрморт с сиренью. Деталь. Фото: Christie’s

Кузьма Петров-Водкин — один из наиболее значительных мастеров первой трети ХХ столетия. Художник родился 24 октября 1878 года в городе Хвалынске в семье сапожника. Первоначальное образование получил в иконописных мастерских. Далее учился в Петербурге и Москве. Одним из его учителей был Валентин Серов. В 1910-х художник выработал собственный стиль, в котором сказалось внимательное изучение итальянской живописи раннего Возрождения, интерес к русской иконописи и французскому постимпрессионизму (в частности, к творчеству Гогена и Матисса).

К. Петров-Водкин. Натюрморт (с женской головкой)
К. Петров-Водкин. Натюрморт (с женской головкой)

«Натюрморт с сиренью» относится к зрелому периоду мастера. В этой работе проявились его характерные черты: предметы изображены сверху, они видны "как на ладони", здесь мы видим излюбленный мотив мастера – отражения на различных поверхностях, блики на стеклянной поверхности, прозрачные грани. Всё это ему удавалось изобразить, благодаря чуткому отношению к натуре и выработанной системе: Петров-Водкин разработал и активно применял в своей художественной практике теорию «сферической перспективы». Благодаря использованию нескольких точек зрения (определенной системе ракурсов, разворота плоскостей к зрителю), ему удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды.

К. Петров-Водкин. Селёдка
К. Петров-Водкин. Селёдка

Кузьма Петров-Водкин после революции активно преподавал. Более того, мастер создал собственную школу, по системе которой ученики изучали возможности колорита и перспективы.

Источники: https://iz.ru

https://artinvestment.ru/auctions/970/biography.html

http://kozma-petrov.ru/naturmort.php

Материал подготовила: А. Зарецкая