С 29 по 31 марта в Гонконге проходила крупнейшая международная ярмарка Арт-Базель. Гонконг постепенно превращается в крупнейший форпост современного арт-мира. Более того, здесь возникают новые арт-кластеры, от индустриальной зоны Fotanian до South Island. Относительно новым можно назвать комплекс H-Queen в Центральном районе, где открыли двери крупнейшие галереи, такие как Lehmann Maupin, Pace, Gagosian, White Cube и David Zwirner.
11 мая открылась 58-я Венецианская биеннале современного искусства, самое значимое событие в арт-мире. Её куратором выступил Ральф Ругофф, который обозначил тему основной выставки «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Считается, что это псевдо-китайское изречение. Но несмотря на то, что изречение считается выдуманным, тематика выставки оказалась более чем когда-либо принципиальной. Если проанализировать программы основных национальных павильонов, то на первый план художниками и кураторами выдвигаются такие темы, как экология, проблемы сосуществования людей и прочих организмов в мире, проблемы климата. И, кажется на первый взгляд, что это не художественная выставка, а какая-то сессия учёных на тему глобального потепления и прочих экологических катастроф. Но если учёные и политики обсуждают, как правило, статистические данные, цифры и прогнозы, опять же выражающиеся в цифрах, то современные художники по-своему выражают своё отношение к происходящим событиям. Их, как и всех художников всех поколений, интересует, прежде всего, человек. Как известно, человек и общечеловеческие ценности не поддаются цифровому исчислению. Недаром, «золотого льва» получил Литовский павильон. Авторы (Лина Лапелите, Вайва Грайните и Ругиле Барзджюкайте) представили экспериментальную оперу на экологическую тематику, которая называется просто «Солнце и море (Марина)». В перформансе задействованы 20 профессиональных певцов. Они изображают отдыхающих на пляже: неспешно расстилают полотенца, листают книги или ленты соцсетей. Зрители наблюдают за ними сверху, «с точки зрения солнца», как говорят авторы.
58-Венецианскую биеннале можно посетить до 24 ноября.
15 мая Джефф Кунс стал самым дорогим из ныне живущих художников в мире. Его скульптура серебристого кролика из нержавеющей стали возглавила рейтинг самых дорогих произведений в мире. Все случилось в Нью-Йорке, на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s 15 мая 2019 года. Серебристый «Кролик» Джеффа Кунса был куплен за рекордную сумму - 91,075 млн. долларов США.
Кстати, в настоящий момент в Англии проходит выставка Кунса. Демонстрирует его творчество старейший музей мира, коим является музей Эшмола в Оксфорде. Как отмечают английские обозреватели, творчество Кунса – подобно вакууму, где все каноны искусства сводятся к нулю. Отличительной чертой Джеффа Кунса от титанов прошлого, с которыми художник сравнивал себя не раз (например, с Рафаэлем и Франсисом Пикабией) является то, что американский художник осуществляет арт-брокерские операции в своей мастерской, а точнее в промышленной студии, скорее напоминающей производственный цех, в котором работают служащие.
Интернет-ресурсы:
https://www.labiennale.org/en/art/2019/national-participations
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20190516_koons_record.html
https://www.ashmolean.org/jeffkoons
https://www.wallpaper.com/art/jeff-koons-ashmolean-museum-oxford
Материал подготовила: А. Зарецкая