С чего бы вдруг бензин на небольших, не «сетевых» заправках дорожает быстрее, чем на остальных. Казалось бы, ответ прост – там меньше поток, там хотят разбогатеть быстро, вот и поднимают цены.
Однако не так все просто. В нефтегазовых империях, которые заправляют всю страну, длинные-длинные щупальца. Которые переплетены с другими щупальцами, но поменьше. А те, в свою очередь, с разветвленными щупальцами еще меньше.
Вот представьте, что у вас есть огород.
И вы на нем собрали урожай в 25 мешков картошки. Более того – это не весь урожай, а только половина. Еще 25 мешков предстоит собрать. А продавать нужно уже сейчас, ибо деньги нужны. Можно отволочь на рынок эти 25 мешков и торговать. В розницу. Мешок уйдет примерно за 300 рублей. Но это долго и муторно. А вы и так уже наработались на огороде-то своем. А впереди еще 25 мешков собирать.
И тут вдруг – о, радость! К вам обращается торговец с рынка и хочет купить у вас один (да-да, всего один!) мешок за 298 рублей. Но вам не выгодно продавать такой малый объем. Торговец грустно отходит в сторону покурить. Вскоре рядом с ним курят еще двадцать четыре таких же торговцев.
И –р-раз! – удача! Появляется крупный барыга! Он готов приобрести все 25 мешков! За 296 рубля. Но вас цена не устраивает. поэтому вы отчаянно торгуетесь. И в результате продаете ему весь товар за 298 рублей.
И теперь уже одинокие мелкооптовые торговцы атакуют этого самого барыгу. Но он и так уже немного потерял при торговле с вами, а надо же еще и «наварить». Поэтому распродает им картошку по цене в 300 рублей. И ни копейкой меньше!
Ну а те, в свою очередь, едут на рынок и распродают картофель за 304 рубля. Иными словами цена выросла на 4 рубля.
Тоже самое и с бензином. Нефтеперерабатывающим заводам не выгодно торговать малыми партиями. Выгодно большими. Но не все розничные торговцы бензином могут себе позволить большие партии. Поэтому включается цепь посредников. Они скупают большие партии и малыми сбывают.