Выдержки из книги Наталии Княжинской "Голосовые психотехники - теория и практика"
(примеры практики)
Олег.
Олегу примерно лет 36-37. Он владелец очень крупной фирмы. Пришёл заниматься вокалом потому, что по его словам, он уже всего достиг и теперь может посвятить себя творчеству. С первых слов он предупредил, что слуха у него нет и голоса тоже. Есть только желание всё это получить.
Олег казалось, совершенно не расстраивался от того, что у него что то не получается, а скорее испытывал интерес к тому, как с ним собираются работать. При каждой своей ошибке в интонировании он тут же говорил:
-Вот видите! Я ничего не слышу! У меня нет слуха, и я не могу издавать правильный звук!
Стало понятно, что на самом деле Олег прекрасно слышит, когда ошибается, а когда поёт правильно. Хотя он действительно чаще всего не попадал в ноты. Создалось впечатление, что Олег пытается постоянно контролировать весь процесс, и своё пение и действия тренера – педагога.
-Олег! Вы много работаете?
-Да!. У меня жёсткий график и всё расписано по минутам.
-Под Вашим началом много людей? Вы сами контролируете все ситуации на работе?
-Да! К сожалению, если я не буду этого делать, то никто не будет этого делать кроме меня.
- Вы контролируете ситуацию только на работе, или где - то ещё?
- Да я всё время всё контролирую. Как идут переговоры, как идёт работа в офисе, что происходит на предприятиях.
- Как Вам удаётся всё это. Ведь, наверное, это вовсе не легко, постоянно быть в курсе всего и контролировать всё.
-Да. Я устал. И поэтому то и хочу петь. Потому, что здесь не надо ничего контролировать.
-Спасибо, Олег! Я услышала сейчас очень верный Ваш ответ. Вам действительно не надо сейчас ничего контролировать. Просто постарайтесь наслаждаться звуком своего естественного голоса.
После этого короткого разговора Олегу удалось немного расслабиться и на время позабыть о жёстком контроле ситуации. Однако, интонирование пока не выправлялось. Он продолжал фальшивить.
-Я чувствую, что пою фальшиво.
-Это очень хорошо, что вы это слышите.
-Что мне нужно сделать, что бы петь чисто.
-Скажите, Олег, А что для Вас значит «фальшиво»?
-Это значит неправильно интонировать.
- А кроме этого? Какие ассоциации могут у вас родиться при слове «фальшь»?
- Интересно. Ну, наверное «не правильно», «грязно», «ложно», «не искренне» - когда фальшь в отношениях. А ещё - «враньё».
- Скажите, Олег, эти слова можно было бы отнести к Вам как к личности?
-В каком смысле?
-Часто ли Вам приходится быть неискренним?
-………?! М-м, да, вы правы. Мне часто приходится быть не искренним, а иногда и лгать. Даже очень часто лгать. Но это вынужденная ложь. Без этого не обойтись на переговорах и в бизнесе. Там все лгут. А уж об искренности вообще говорить не приходится. Там даже нельзя показывать своё истинное настроение. У всех на лице маска. А я чувствую, что так больше не могу.
-Раз у вас появилась потребность в проявлении своих истинных чувств, наверное, стоит позволить себе проявить эти чувства. Позвольте себе быть искренним.
-Да, я понимаю. Неужели это вошло в меня так глубоко, что даже проявляется в моём голосе?
-Дело в том, что голос напрямую связан с нашими эмоциями и чувствами. И если мы скрываем и подавляем чувства, то и голос будет таким же – глухим, или сдавленным, или напряжённым. Вы сейчас ощутили на собственном опыте, что привычка скрывать свои истинные чувства, или неискренность, может привести к неточному интонированию Вы «привыкли» фальшивить. Но желание научиться петь вернёт Вас к желаемой искренности и избавит от фальши.
В дальнейшем Олег стал петь намного чище. Он очень радовался, что смог освободить себя от привычки скрывать свои чувства.
Через несколько встреч, Олег уже свободно интонировал в пределах среднего небольшого диапазона, однако хотелось развивать голос дальше, но возникли проблемы иного характера. Он не мог выйти за рамки этого небольшого диапазона. Нижние ноты он пел нарочито занижая, а наверх не шёл вообще. Олег хватался за горло и говорил, что ему больно петь наверху. Всё «зажимается» и «болит горло»!
-Скажите, Олег! Как Вы воспринимаете сейчас свой голос. Как он звучит по Вашему?
-Ужасно!
-Ну не настолько ужасно, что бы не говорить об этом.
-Мне нравится петь нижние ноты. А наверх я не могу подниматься. Мне больно. Звук совершенно не естественный.
Олег выглядит растерянным. Вообще его внешность весьма презентабельная, но он никак не похож на мужчину с низким баритоновым тембром или басом. Олег среднего роста, с мягкими, плавными и правильными чертам лица, скорее склонен к рыхлому телосложению, но занятия спортом помогают ему держать форму.
Обычно говорит он спокойно и выдержанно, но голос немного поскрипывает на низких обертонах. Создаётся впечатление, что он намеренно занижает тембр своего голоса, что не естественно для его природы.
- Олег! Простите, но когда я слушаю Вас, у меня создаётся впечатление, что Вы немного изменяете свой голос. Я могу ошибаться.
-Нет! Вы действительно правы. Я действительно стараюсь говорить низким тембром. Я где то читал, что низкие обертона действуют на собеседника и он становится более податлив, что ли. Так легче добиваться того, что мне нужно.
-И давно ли вы стали практиковать это? Изменять голос?
-Когда начал активно заниматься бизнесом. Я стал изменять так свой голос, принимая участие в важных переговорах. Там нужно оказывать влияние на людей и мне это удаётся.
А сейчас я вдруг вспомнил, что в детстве делал то же самое. Мне было тогда лет 12. Я очень хотел выглядеть более мужественно и намеренно занижал свой голос. Как странно, что я вспомнил это! Но это факт! Я правда так делал тогда. Интересно!
-Сейчас вам 36, не так ли?
-Совершенно верно.
-Вы глава семьи и вам не надо доказывать свою мужественность и состоятельность. Ведь так?
Олег улыбается.
-Ну конечно. Я вполне состоялся как мужчина.
-Скажите, Вы хотели бы как - то воздействовать на меня низким тембром своего голоса, что бы добиться результата нужного Вам?
Олег смеётся.
-Нет, конечно же. Я пришёл с тем, что бы научиться петь. Научите меня.
Олегу очень смешно. Он буквально захлёбывается от смеха. Видимо он ощутил глубину своего напряжения, он буквально погрузился в эту глубину и смех это наиболее безопасный выход из этого состояния. Это напряжение выходит вместе со смехом.
После длинной паузы в разговоре, после того как Олег вытер выступившие от смеха слёзы, ему было предложено спеть песню, которая раньше у него совсем не получалась из - за нехватки диапазона. В этой песне у него «перехватывало горло» и ему было «больно петь» верхние ноты.
Олег был просто счастлив, когда спел всю песню целиком и ни разу не остановился. Голос звучал естественно на верхних нотах. Всё то, что он старался делать раньше, занижая тембр своего голоса, создавало проблемы и с зажимом и с неточным интонированием. Конечно, Олегу удалось это сделать на эмоциональном подъёме, и потребуется ещё время, что бы вернуть своему голосу естественное звучание. Но самое главное, что пришло понимание и чувство свободы и естества.