Сегодня мы займемся проверкой ходовой части, так сказать, в полевых условиях, без заезда на эстакаду или подъемник.Естественно, это не может заменить полноценной диагностики в сервисном центре, но выявит грубые и явные дефекты подвески. Итак, поехали.
Диагностика ходовой части на стоящем/ неподвижном автомобиле.
1. Амортизаторы. Первым делом мы предлагаем проверить работоспособность амортизаторов. Для этого необходимо по очереди раскачать автомобиль со всех четырех углов. В передней части легче всего упереться руками в верхнюю часть крыла автомобиля и нажать вниз. В задней части прилагать усилие нужно к багажнику (если автомобиль в кузове седан) или открыть заднюю дверь и взяться руками за дверной проем (актуально для универсалов и хетчбеков). Автомобиль должен качнуться не более двух раз. Если же он продолжает раскачиваться как круизный лайнер на волне, то амортизаторы однозначно не исправны. Также необходимо осмотреть амортизаторы на предмет подтеков. Для этого следует вывернуть руль до упора, сначала в одну сторону, затем в другую. При повернутых колесах амортизатор хорошо видно. Исправный амортизатор не должен иметь следов подтека масла, он должен быть равномерно покрыт слоем грязи. С задними амортизаторами немного сложнее, поскольку колеса не поворачиваются, но на некоторых автомобилях имеется довольно большой просвет между колесом и аркой крыла в который и нужно заглянуть. Лучше всего это делать вооружившись фонариком. Принцип тот же - амортизатор должен быть сухой.
2. Стойка стабилизатора. Данная деталь одним концом крепится на кронштейн амортизатора, а другим к самому стабилизатору. Стоит отметить, что некоторые автомобили имеют не только передние стойки стабилизатора, а еще и задние. Сразу расставим приоритеты: диагностировать задние стойки, на стоящем автомобиле практически не возможно, поэтому мы рассматривает диагностику только передних. Выворачиваем колеса, сначала в одну сторону, затем в другую. Просовываем руку за колесо и беремся за стойку стабилизатора. Прилагаем максимально возможное усилие и дергаем стойку во все стороны. Исправная деталь не должна издавать стуков, при этом она может немного поворачиваться, это нормально.
3. Опорный подшипник амортизатора. Для диагностики данной детали необходимо открыть капот. Если автомобиль оснащен усилителем рулевого управления, то следует запустить двигатель, чтобы рулевое колесо лучше вращалось. Если при плавном вращении рулевого колеса во все стороны слышны щелчки или стуки, тос большой долей вероятности опорный подшипник вышел из строя.
4. Пыльники ШРУСа. Данная деталь, представляет из себя, резиновый кожух, который защищает от грязи непосредственно сам узел ШРУСа. Пыльник не должен иметь следов повреждений, разрывов и из него не должна выпадать смазка. Осмотреть его возможно, опять же, при вывернутых колесах.
5. Тормозные механизмы. Данный узел возможно осмотреть на стоящем автомобиле... при условии, что на автомобиле установлены литые диски с большим расстоянием между спицами. На штампованных дисках или дисках плотной дизайнерской компоновки, визуальный осмотр тормозов практически невозможен. Если вы сможете достать рукой до тормозного диска, проведите по его зеркальной поверхности рукой. На диске должны отсутствовать борозды, металл должен быть гладким. Состояние тормозных колодок можно оценить через смотровое окошко в тормозном суппорте. Минимальная толщина колодок составляет 2-4 миллиметра, но это уже предел. Обратите внимание на отсутствие трещин и потертостей на тормозных шлангах.
6. Шаровая опора. Данная деталь сложно диагностируется на стоящем автомобиле, но попытка не пытка! При вывернутых колесах обхватите шаровую опору одной рукой, а второй попытайтесь раскачать автомобиль. Вдвоем это значительно проще, но и в одиночку тоже возможно. Откройте капот и качайте рукой автомобиль из стороны в сторону. Шаровая опора не должна иметь люфта, стуки и щелчки так же не допустимы.
Проверка ходовой части в движении
То, что невозможно проверить на стоящем автомобиле, диагностируется на ходу. Мы рекомендуем проехать не только на пассажирском кресле, но и за рулем. Важно послушать автомобиль не только на ровной дороге, но и на разбитой, потормозить в разных режимах, покрутить руль на разной скорости, переехать через пару «лежачих полицейских». Во время этой поездки рекомендуется соблюдать тишину и сконцентрироваться на звуках, издаваемых автомобилем.
Запустив двигатель и начав движение, отпустите руль на ровном прямолинейном участке дороги. Если автомобиль начинает уводить в сторону, то это может означать следующее: нарушен сход-развал, нарушения геометрии подвески или, что печальнее — кузова.
Если при резком торможении передняя часть автомобиля «ныряет», а при энергичном разгоне проседает задняя часть машины, проверьте еще раз амортизаторы, возможно, вы что то пропустили при осмотре неподвижного автомобиля. Знайте — автомобиль с изношенными амортизаторами даже на пологих поворотах будет неуверенно держать дорогу, крениться и сбиваться с траектории.
Наличие хруста при начале движения с максимально вывернутыми колесами безошибочно укажет на необходимость замены износившихся ШРУСов.
Если автомобиль заднеприводный и при трогании с места Вы слышите щелчки,то скорее всего их издает крестовина карданного вала.
Так же обращайте внимание на воющие звуки от заднего моста и раздатки. Это может означать их выход из строя.
Если Вы не смогли диагностировать тормозную систему на стоящем автомобиле, сделайте это в движении. Нажмите на тормоз и прислушайтесь - звука трения металла об металл быть не должно, но допустим негромкий свист. На многих автомобилях установлены индикаторы износа тормозных колодок, которые при критическом износе колодки начинает издавать неприятный пищащий звук. При торможении немного отпустите руль, автомобиль не должно уводить с траектории движения. Если это происходит, то тормоза изношены не равномерно или же одна из сторон и не тормозит вовсе.
Завершающий этап проверки – езда по неровной дороге. Выключив музыку и попросив спутников соблюдать тишину, внимательно прислушайтесь к звукам, которые может издавать передняя подвеска при движении по ямам и ухабам.
Чаще всего стуки в передней части автомобиля издают изношенные втулки стабилизаторов и амортизаторов или требующие замены шарниры подвески.
Вибрации рулевого колеса при езде по не самому лучшему дорожному покрытию могут быть следствием гнутых колесных дисков.
Стуки, отдающие в рулевое колесо, могут быть следствием неисправной рулевой рейки.
Если автомобиль заднеприводный и при трогании с места Вы слышите щелчки,то скорее всего их издает крестовина карданного вала.
Так же обращайте внимание на воющие звуки от заднего моста и раздатки. Это может означать их выход из строя.
Если Вы не смогли диагностировать тормозную систему на стоящем автомобиле, сделайте это в движении. Нажмите на тормоз и прислушайтесь - звука трения металла об металл быть не должно, но допустим негромкий свист. На многих автомобилях установлены индикаторы износа тормозных колодок, которые при критическом износе колодки начинает издавать неприятный пищащий звук. При торможении немного отпустите руль, автомобиль не должно уводить с траектории движения. Если это происходит, то тормоза изношены не равномерно или же одна из сторон и не тормозит вовсе.
Если поведение автомобиля вас смущает и вызывает вопросы, на которых у вас нет ответов, то рекомендуем не лениться и завести его в сервис для квалифицированной диагностики. Помните о том, что даже с виду безобидный симптом может говорить о наличии серьезной неисправности, ремонт которой отнимет сумму, абсолютно несоизмеримую с ценой диагностики.