Откуда агрессия у детей?

Пcихичecкиe paccтpoйcтвa и paccтpoйcтвa пoвeдeния включaют в ceбя шиpoкий cпeктp нapyшeний пcихики. Oни paзличныe пo cтeпeни, выpaжeннocти, пpичинaм  пpoиcхoждeния.

Пcихичecкиe paccтpoйcтвa и paccтpoйcтвa пoвeдeния включaют в ceбя шиpoкий cпeктp нapyшeний пcихики. Oни paзличныe пo cтeпeни, выpaжeннocти, пpичинaм пpoиcхoждeния.

Нe вce пcихичecкиe зaбoлeвaния coпpoвoждaютcя cepьeзным нapyшeниeм пcихичecкoй дeятeльнocти, влeкyщим зa coбoй иcкaжeниe вocпpиятия oкpyжaющeгo миpa и caмoгo ceбя, как личнocти. Нeкoтopыe пcихичecкиe нapyшeния нe дocтигaют пcихoтичecкогo ypoвня и нe являютcя пaтoлoгиями пcихики в oбщeпpинятoм cмыcлe, нaпpимep, нeвpoзы, paccтpoйcтвa личнocти (пcихoпaтии), yмcтвeннaя oтcтaлocть, иныe пcихичecкиe нapyшeния paзличнoгo гeнeзa.

Совершение поступков, имеющих агрессивный характер, детьми с психическими нарушениями и нарушениями поведения чаще всего связано с:

1. Не преднамеренностью, не осознанностью действий. У многих детей, имеющих нарушение аутистического спектра присутствует не понимание социальных рамок. Например, когда в силу сочетания нарушений поведения и ментальных способностей ребенок не знает, не понимает и не различает социальные нормы, рамки, принятые в обществе.

Пример из практики: ребенок с РАС, сочетающейся с умственной отсталостью, любит различные тактильные ощущения, в том числе ощущения от поглаживания капроновых колготок. Увидев на улице мимо проходящую женщину в юбке и колготках, ему захотелось их потрогать. Ребенок совершил не осознанно действия, которые в дальнейшем могут расцениваться как действия, нарушающие закон.

2. Не умение общаться и выражать свои чувства и эмоции общественно принятым способом. Зачастую, имея мирные намерения, ребенок не осознанно может причинить такой вред человеку, который в дальнейшем может приравниваться обществом и законом к правонарушениям.

Пример из практики: ребенок 7 лет, плотной комплекции тела, крупнее своих сверстников примерно в 2 раза, имеет особенности чувствительности, очень любит обниматься. Но его объятия имеют специфический, стереотипный характер: садится на колени, со всей силу сжимает шею оппоненту и царапает ее.

Пример из практики: ребенок 9 лет, не славянской внешности, имеет проблемы коммуникации, не всегда может выразить свои желания, очень любит мармелад. Если кто-то оставляет сумку или рюкзак в поле его зрения, он обязательно туда залезет, выкинет все вещи, находящиеся внутри, для того чтобы найти мармелад, которого там может и не быть.

3. Преднамеренное планирование или совершение агрессивных действий. Например, ребенок с психическими нарушениями, например, шизофренией или психопатией, может дотошно продумывать и планировать план совершения правонарушения.

Пример из практики: Ребенок 8 лет, имеет психопатические наклонности, презентовал себя педагогу, как порядочный молодой человек, с очень большими планами на будущее, с большим количеством целей к которым он стремится. Но уже после 4-го занятия ребенок, на протяжении каждого, сорокаминутного занятия продумывал план взрыва кабинета, пытался закрыть педагогов в кабинете на ключ, продумывает план побега из дома.

4. Непреднамеренное совершение правонарушений в порыве обострения.

Пример из практики: Тот же ребенок, набросился на маму с ножом, за то что та нарушила его стереотипное поведение.

Психиатрами выработано понятие - психопатологические механизмы общественно-опасных действий - это взаимодействие болезненных расстройств психики с личностными особенностями больного и ситуационными факторами. Наряду с прямой обусловленностью деяния характером синдрома импульс к совершению действия часто дает внешняя ситуация .