В Университете на «втором высшем» шла лекция по уголовному праву. Лекцию читала добродушная бабушка-судья в отставке. Я её раньше «знал» только заочно. Вскоре она утомилась читать конспект, вздохнула и стала «своими словами» вспоминать про Великую Отечественную войну и своего непутевого Отца, который перехитрил смерть… А остальные Отцы- нет.
Жили они тогда в хлебном и славном Саратове. Будущей Судье было лет пять… Шла вторая неделя Войны. Отцу пришла повестка в военкомат. Он сидел в местной вонючей пивной «Шайба» и очень печальный пил пиво из больших грязных кружек. Был он самый известный «на районе» бабник, пьяница и хулиган… Его даже участковые милиционеры боялись. Сразу оба.
-Здорово, приятель Пашка! Что такой грустный?.. Полюбовница бросила?- валился в шумную пивную его, не менее колоритный, одноклассник Колька. Колька в родном Саратове объявился недавно. Был он, вроде, на стройках Советского Дальнего Востока… То ли на «ударной» стройке, то ли даже «сидел» по приговору суда.
-Привет! Привет, брат Колька!.. На фронт меня забирают, вот «Повестка… явиться завтра к восьми ноль-ноль… с миской, кружкой, ложкой…» и собственную голову не забыть… Ха-ха-ха! Как смешно!..
-Ну это ты зря, друг Пашка!.. Война через месяц закончиться. Это точно… а мы вот пока, с пацанами, в Казань на Оборонный завод оформляемся в ВОХр… И нужен нам ещё «свой» бухгалтер…Чтобы с бумагами всё было «чики-пики»… Ты пойдешь к нам бухгалтером?
-Какой же из меня бухгалтер? У меня по математике всегда больше тройки не было… Морду кому набить? Всегда пожалуйста!.. Хотя лучше в тепле в конторе пером скрипеть, чем зубами со страху, в окопе, под обстрелом…
И попал хулиган и «двоечник» Пашка в бухгалтеры на Важный оборонный завод в распрекрасный город Казань. А всю его бухгалтерию вёл, «по факту», какой-то старый литовский еврей-дворник, из ссыльных, то ли Визборас, то ли Бразинскас. И платили ВОХРовцы ему пайковым хлебом и махоркой.
И всю войну вся их «честная» компания честно и без происшествий охраняла свой военный завод. Все были сытые, довольные и мордастые, ходили в ладных шинелях и казёнными наганами и винтовками… Кое-кто, даже, вторую семью по месту службы в Казани завел.
Четырёх лет не прошло- война кончилась! Оказалось, что у будущей Судьи в классе у одной только отец и остался, а все остальные отцы с фронта не вернулись…
Как-то незаметно прошла вся её жизнь, как одни день, до самых «лихих» 90-х…
И очень старая Судья об этой печальной «арифметике» всё переживала. И как-то дали ей очередное «уголовное дело». Вроде подсудимый убил милиционера и ещё кого-то из случайных свидетелей. Да видно не всех, раз его самого поймали… И Председатель Суда вполне внятно намекнул, что надо «обязательно вынести этому мерзавцу смертный приговор, тем более ничего другого и не предполагалось по закону».
Всю ночь Судья не спала. А под утро уснула… И приснился ей сон. Что вынесла она смертный приговор. И ведут этого убийцу по судебному коридору. А в конце коридора стоит её молодой отец и в руке черный наган держит и говорит:
-Вот доченька, вынесла ты невиновному человеку смертный приговор, поэтому казнить этого невиновного буду я, твой родной Отец и злостный дезертир Отечественной Войны- Пашка…
Проснулась в ужасе Судья… За окном светает… Птицы галдят… Скоро на работу. В Областной суд…
Пришла она в суд. А на встречу ей довольный Председатель Суда:
-Что, уважаемая, всё переживаешь за очередного «невинно осуждённого»?.. Успокойся, выпей чайку!.. В Москве мораторий ввели на смертную казнь!.. С сегодняшнего дня… Вот «шифровка» пришла!
Но от этих переживаний осталась зарубка на сердце старой Судьи.
Зять у неё был известный в Области адвокат. А внук- известный в МВД героиновый наркоман, а «по совместительству» ещё и «сбытчик». И очень «невежливо» мы всегда с ними и с их друзьями, обходились. Это как раз им мы постоянно говорили: «Жалуйтесь, хоть в Гаагский Городской суд!».
Но они же были все «юристы» и они жаловались Тёще-Судье и Бабушке-Судье и всех благополучно из СИЗО и КПЗ отпускали… Но и нас, слава Богу, не наказывали. Все по справедливости, как и положено в России!..
Уже в «Почетной отставке» поехала Судья как-то со своим знаменитым Зятем на его новой «иномарке» на свою богатую дачу на Волгу. Ехали километров под 150. Как обычно. Вдруг «иномарку» сильно подбросило и тряхнуло. Потом оказалось, на асфальте выбоинка была небольшая, еле заметная.
-Ну, что, Дорогая тёщенька, не ушиблась часом?- засмеялся Зять.
Но, Судья ничего не отвечала… Она умерла.
13 июня 2019г.