Создатель коллективных блогов Dirty.ru и «Лепрозорий» Йован Савович рассказывает, зачем блогеру собирать вокруг себя сообщество, почему нужно удалять комментарии хейтеров и как расшевелить молчаливую аудиторию.
Йован Савович в течение многих лет создавал и развивал крупные сообщества рунета, а сейчас занимается социализацией Дзена.
Какую пользу сообщество приносит автору блога
Сообщества могут возникать вокруг чего угодно и где угодно – в социальных сетях, в Дзене, в офлайне. Если ты хочешь сделать что-то большое, то надо понимать: никакую кайфовую вещь нельзя создать в одиночку. Тебе нужны соавторы. Эти соавторы — твое сообщество. Именно из общения с сообществом, из обсуждений, комментариев и критики возникают новые идеи.
Давным-давно на Dirty.ru появился фотошоп про Михаила Боярского. Один автор сделал три картинки с актером, а потом пришли люди и сделали еще триста. С этого момента Dirty.ru стал известен как сайт. Тремя картинками с Боярским никого не удивишь, а вот триста картинок с ним — это уже интересно. Но никто не сможет изготовить все триста в одиночку. Сообщество же позволяет делать такие безумные вещи.
Долгое и активное обсуждение публикации в комментариях — явный сигнал, что тема людям интересна. В будущем алгоритмы Яндекс.Дзена будут учитывать такие сигналы, чтобы выделять публикации, заслуживающие большего внимания.
Зачем блогеру модерировать сообщество
Поддерживать сообщество в чистоте — это как соблюдать личную гигиену. Если вы позволяете писать в своем блоге неприемлемые комментарии, то вы их как бы принимаете и тем самым разрешаете другим писать в таком же духе. Негатив нужно удалять.
Есть хороший пример. Долгое время поезда в нью-йоркском метро разрисовывали граффитчики, иногда били стекла. И вот новый мэр города Руди Джулиани ввел правило, согласно которому все вагоны должны выходить из депо отмытыми и с целыми стеклами. Это привело к тому, что люди стали реже портить поезда. Когда все вагоны битые и разрисованные, то это как бы норма, и никто ни в чем себе не отказывает.
Первый комментарий особенно важен, он задает тон всему обсуждению. Если первый комментарий — «отстой», то с большой вероятностью все остальные будут такими же. Если он вежливый, разумный, в тему, то, скорее всего, и все обсуждение будет конструктивным.
Как мотивировать читателей подключаться к обсуждению
Мотивация у людей связана с желанием почувствовать себя частью чего-то большего, присоединиться к сообществу людей с похожими взглядами и интересами. Комфортней включаться в обсуждение, где вас ждут единомышленники.
И тут хорошо работает совместная активность, которая не требует больших усилий. Есть такой мем — свидетель из Фрязино. Кто-то вырезал из чьей-то свадебной фотографии случайного человека с довольно невыразительной внешностью и наложил на другое фото. И все немедленно стали делать то же самое.
Секрет успеха в простоте. Каждый может взять свидетеля из Фрязино и за минуту подставить куда угодно. Предложение сообществу — соорудить с этой фигуркой какую-нибудь смешную фигню — технически было очень простым. Ты можешь сделать свою картинку, скинуть в комменты — и вот мы уже все вместе веселимся.
Как привлечь в сообщество новых людей
Можно предложить им интересный контент или совместную активность. Например, у вас сообщество о ретро-автомобилях. Предположим, есть какой-то модельный ряд, состоящий из десяти машин. Вы запостили фото одного автомобиля и предложили читателям: «Давайте соберем фото оставшихся девяти моделей». И вот в комментариях появляется множество фотографий. Пост может разойтись по тематическим форумам, сайтам и другим сообществам, откуда потом придут новые люди.
Все участники становятся рупорами. Это уже не просто твой пост — это общий материал, который комментаторы разнесут по своим блогам и сайтам. При этом есть шанс, что кто-то из них сам довольно популярен в похожих местах и тоже приведет новых подписчиков.
То же самое можно провернуть и без картинок. Хотя, по правде говоря, возможность запостить картинку в комментариях в Яндекс.Дзене – не за горами.
Типажи комментаторов. Шуточная классификация Йована 🙈
👆Критикан. Готов критиковать что угодно и всегда. Если критикан приходит в фитнес-блог, то обязательно напишет: «Надо в поле идти работать, а не ноги по секундомеру задирать!»
❤️Эмоционально одаренный. Такой пользователь испытывает наплыв эмоций от любой человеческой активности. Ему даже не обязательно нужны слова, чтобы выразить свой восторг. Поэтому он просто отправит 10 сердечек и 10 поцелуйчиков.
👁Наблюдатель. Этот человек следит за вашим блогом, но ничего не лайкает, не пишет комментарии и не делает репосты. Скорее всего, он просто удовлетворен тем, что читает и видит в вашем канале, ему нечего добавить. Такие люди обычно не вступают в разговор.
😇Просветленный. Такой комментатор всегда все знает лучше вас. Он приходит в блог и начинает делиться своей мудростью в комментариях, при этом быть экспертом в теме ему совершенно не обязательно.
👹Хейтер. Кто это и как с ним общаться
Хейтер пишет гадости под всеми вашими постами, оскорбляет вас, других участников сообщества или даже призывает к чему-то незаконному. Его нужно просто забанить. Удалил комментарии, забанил хейтера — и забыл.
Удаляя комментарии и кидая хейтеров в бан, вы можете почувствовать себя полицейским, который закрывает людям рты. Но это вовсе не так. Вы просто убрались в ваше блоге и привели его в соответствие с вашими правилами и личным чувством прекрасного. Это нормально, и вы молодец.
Подготовила Ника Репенко
Читайте также:
- Как понять, кто читает ваш блог: краткий гид по статистике Дзена и Яндекс.Метрике
- Как найти хайповую тему. Рассказывает главный редактор «Лайфхакера» Полина Накрайникова