Пирамида аромата – миф?

129 прочитали

Обоняние – самое слабое звено из всех 5 (или все-таки 6?) чувств человека. Кроме того, как я упоминала уже в своей статье о парфюмерном сленге («Парфманьяки – это алкоголики?»), со словесным описанием запахов дела идут туго. Поэтому была придумана пирамида аромата. Как маньяк со стажем расскажу, чем она является на самом деле.

Ольфакторная пирамида – что это?

Ольфакторная пирамида (она же пирамида аромата) стала очередной попыткой описать ощущения от аромата в виде пирамиды, состоящей из нот (запахов). Вот такая музыкальная архитектура. Что же она собой представляет?

Честно признаюсь, что автора этого понятия в открытых источниках достоверно мне установить не удалось, равно как и время появления термина. Но с уверенностью можно сказать, что ольфакторная пирамида –  это усредненная абстракция, призванная описать, чем будет пахнуть парфюм в процессе своего раскрытия.

Картинка статьи М.Юдова  о пирамиде аромата на сайте Fragrantica*
Картинка статьи М.Юдова о пирамиде аромата на сайте Fragrantica*

Раскрытие аромата

Остановлюсь, чтобы пояснить про раскрытие аромата. Это тоже довольно условное понятие. Некоторые ароматы достаточно линейны. То есть как и чем аромат благоухал с момента нанесения, так он и будет пахнуть (звучать) в течение всего времени, пока не исчезнет. А есть ароматы, которые меняются во времени. Это и называется «раскрытием».

И нота кофе замещается ароматом душистого мха
И нота кофе замещается ароматом душистого мха

Вернемся к пирамиде. Пирамида условно демонстрирует запахи среди известных нашим носу и мозгу, начиная  с момента нанесения его на себя (вершина аромата) до остаточных нот запаха к концу жизни носки аромата (основание пирамиды). При этом 3 ступени в пирамиде тоже условны. Их может быть как ни одной (для линейного аромата), так и 15 для многогранного запаха.

Количество уровней условно, 3 уровня – лишь общепринятое правило
Количество уровней условно, 3 уровня – лишь общепринятое правило

Пирамида аромата – не есть формула парфюмерной композиции.

Пирамида аромата, являясь условностью, ни в коем разе не раскрывает саму формулу аромата. Собрать парфюм-аналог,  имея перед глазами пирамиду аромата, не получится даже у самого опытного парфюмера.

Ольфакторная пирамида – весьма неоднозначное описание в силу субъективного восприятия парфюма, что рождает битвы носов. Когда одному в парфюме чудится шоколад, другому древесная нота, а на самом деле в формуле не было ни того, ни другого.

- «Шоколад!»      -       «Деееерево!»
- «Шоколад!» - «Деееерево!»

Поэтому не относитесь к пирамиде аромата с излишней серьезностью! Даже если она совпадает по ощущениям у 5 дегустаторов, которые в один голос скажут вам, что этот парфюм имеет доминирующую ноту вина, а вы с ума сходите от этого запаха, это не гарантирует, что тот парфюм вам понравится и вы уловите ноту вина, а не  ноту грязного носка.

Принять решение, что парфюм ваш – можно только в процессе разнашивания аромата на себе!

А если вы в поисках своего аромата, жду вас в моем Instagram

*ссылка на сайт Fragrantica, с которой была взята картинка