Если честно, никогда у меня не было сильно большого желания водить машину. Да, не спорю, это удобно, это круто, но с другой стороны это дорого, и это огромная ответственность, поскольку авто относится к средству повышенной опасности. Но к нынешнему моменту я пришла к мысли, что мне это будет нужно в дальнейшем, как вариант решения транспортной проблемы.
Потом стал вопрос выбора автошколы. В моем городе их очень много, перечислять не буду, кто тут живет-тот знает. Рекламные листовки расклеены на всех остановках, вещают по громкоговорителям на улице, бабулька-божий одуван с экрана радостно сопя восклицает , что «Ее научили и Вас научат». Ну а про скидки, рассрочку и бесплатные часы вождения в подарок не говорит только ленивый. Я выбирала по большей части по близости нахождения автошколы к дому, поскольку итак ежедневно добираюсь до работы час в одну сторону, и тратить на это же самое выходные дни как-то не хотелось. Из нескольких школ в районе выбрала наверное не самую разрекламированную, ориентировалась больше по отзывам друзей, которые там учились и на относительно удобный график. Отзывы , размещенные на сайтах самих школ я во внимание не беру, поскольку там все очень замечательно, в сахарно-сиропном оформлении, все всё сдали и уже радостно с правами рассекают по Кузне.
Дальше все просто: уточнила время работы офиса, и об основных моментах узнавала уже при личном посещении . Брала курс обучения на автомате, количество часов вождения брала максимальное, которое у автошколы было на тот момент-76. На момент заключения договора стоимость составляла 30000 рублей. Кстати, 76 часов вождения- это 38 занятий по 1.5 часа.
В теоретический курс обучения входит изучение ПДД, основы мед. помощи, и очень поверхностные знания об устройстве автомобиля. В практическую- занятия на автодроме и городе.
Теоретическая часть, радостная.
Теоретическая часть была выше всяких похвал, правда. Преподаватель отличался интересной подачей материала, постоянно давал понять, что вождение- это весьма ответственное мероприятие, не только сухо пересказывал положения ПДД, но и постоянно давал нам задания на разбор какой-либо дорожной ситуации, использовал доску, на которой наглядно разъяснял схемы движения, приоритет проезда и т.д. , причем постоянно проверял, что это все мы перенесли к себе в тетради. Постоянно проверял на знание основных понятий из ПДД, часто давал задания , не открывая книг и подсказок , на написание определений . Практически каждое занятие минут 10 уделялось прорешиванию экзаменационных билетов по пройденному материалу, за 3,5 месяца обучения у нас было 4 зачета. Первый зачет мы сдавали примерно через месяц. Удачно сданный зачет был пропуском к практическим занятиям. Тут было реально без баловства, кто не сдал, тому график на вождение не давали, без вариантов. У меня с этим проблем не было, поэтому на практические занятия я вышла одной из первых, а вот тут началась ….
Практическая часть, печальная.
Как говорила ранее практика состоит из автодрома и города. Я до этого за рулем никогда даже не сидела, и сразу озвучила это менеджеру, чтобы мастер производственного обучения (по-простому-инструктор) имел ввиду, что меня нужно начинать учить в прямом смысле в нуля. Ладно, закрепили меня за инструктором, и тут вылез первый нежданчик. Если теория проходила в удобные для меня выходные, то практические занятия мне нужно было подгонять под инструктора ( который этой же самой деятельностью занимается еще в трех школах, кроме этой). Выходные и занятия в вечернее время не рассматривались никак, от слова совсем. Более-менее получилось утрясти график и заниматься во время обеда. Если честно, я ожидала что мое обучение начнется с автодрома, что я хотя бы пойму как и насколько нужно крутить руль, как правильно поворачивать, притормаживать, разворачиваться и т.д. По факту на первом занятии меня вывезли на вертолетную площадку, где в дикий снегопад я пыталась вообще просто прямо ехать по заснеженной дороге. На второе занятие мы поехали в город.
Кто живет в Новокузнецке, тот знает, что здесь кольцо- это основной вид перекрестка, вот на него мы сразу и поехали. Когда у тебя вообще нет навыков управления ТС, даже со знанием теории на оживленной дороге все эти знания просто пропадают. Если честно, я не особо понимаю необходимость начала обучения сразу на центральных улицах с оживленным движением. Кто-то скажет, что это в плюс, мол сразу научишься ездить. А по мне, это офигенный минус, поскольку когда ты второй раз держишь руль и видишь вокруг себя бесконечный поток машин, то просто паникуешь и голова толком не работает. Естественно, ты не можешь нормально читать дорожные знаки ( если ехать со скоростью 20, то еще есть шанс, но в центре города такая скорость-непозволительная роскошь), ты еще не можешь быстро успеть посмотреть во все зеркала и сориентироваться, кто где и куда он едет. Кстати зеркала- это вообще отдельная тема. Поскольку я достаточно высокая, соответственно сиденье приходится отодвигать подальше и перенастраивать зеркала. Как выяснилось, в выделенном мне ТС зеркала просто сбиваются, после того как я их настрою. Получалось, что вроде настроила, все вижу, начинаю движение, и после первой неровности я вижу только бок машины и ффсё! Из-за этого доходило до скандала с инструктором, он просто не верил, что я в них ничего не вижу, ведь другие курсанты не жаловались. Про то, что я немножко повыше и у меня совсем другой угол зрения , инструктор видимо не думал. После одного из скандалов в зеркале появилась воткнутая бумажка, позволяющая его удерживать в нужном мне положении . Если бумажка была крепкая , то все держалось как надо, если слабенькая, то зеркало сбивалось и я ехала по звездам. Понимаю, что на этом моменте сейчас пойдут советы по смене инструктора, и попытаюсь объяснить, почему я этого не сделала.
Все инструкторы учат по-разному, следовательно мне пришлось бы просто переучиваться под требования другого. Во –вторых, я работающий человек, и мое руководство не особо волнуют мои вожденческие проблемы, и не факт, что другой инструктор стал бы также подгадывать часы вождения под мой обеденный перерыв. Поскольку часов вождения было много, замена инструктора с перспективой занятий один раз в неделю привела бы к тому, что я бы наверное до сих пор катала бы включенные в договор часы. Короче, я пыталась из двух зол выбрать меньшее.
После сдачи внутреннего экзамена по городу у меня осталось еще 5 занятий. Эти занятия были на автодроме. Ну как были… Школьный автодром от центра находится очень далеко, а как я сказала варианты покатушек в выходные или после работы не рассматривались, то два занятия перед экзаменом мы катались на чужом автодроме. Но поскольку не одни мы такие умные, то небольшую территорию автодрома кроме нас месили еще 3-4 машины. По факту, 20 минут мы ехали на автодром,20 минут назад, и 45 занимались непосредственно на автодроме, причем большую часть времени ты ждешь, когда другие освободят упражнение. Короче, после 2 таких занятий мой инструктор решил, что уже можно сдавать внутренний автодром. Непосредственно перед экзаменом мы поехали на свой, но соответственно экзаменационный день- и опять пять машин. Расположение упражнений другое, мандраж, неуверенность, отсутствие навыков- как результат внутренний автодром сдала с 3 попытки ( скорее везение, чем реально нормальный навык). Разумеется получила свидетельство об окончании школы ( перед третьей сдачей откатала последний час, включенный в договор). Итого, из 38 часов автодромных было пять, и то не полноценных. Сейчас вышла на ГАИ, теория сдана, автодром ожидаемо завален.
Кстати, пересдача экзамена тоже платная, про теорию не скажу, с этим проблем нет, а вот пересдача автодрома или города стоит 800 рублей.
Скажу честно, от своего инструктора я глубоко не в восторге, он может быть неплохим человеком, но обучать он не умеет. Он сам хорошо водит машину, но он не умеет объяснять. После занятий у нас никогда не уделялось хотя бы пяти минут для «разбора полетов», в лучшем случае ошибки озвучивались на ходу, а пространные объяснения на тему «ты видела ту Мазду?» просто тупо отвлекают от вождения. Перед автодромом, он советовал смотреть ролики в интернете, мол там все хорошо показано, как когда и сколько крутить руль на упражнениях. Самое смешное, что я и водить то училась по большей части по просмотру роликов, где инструктор не просто сидит рядом, и дергает руль, если ты отклонился от курса, а объясняет как правильно проезжать тот или иной перекресток, как правильно выполнять развороты и т.д. Даже на упражнении «Заезд в гараж» он не мог нормально объяснить, когда нужно остановить автомобиль, чтобы гарантированно попасть в гараж, мне это объясняла курсантка, которая сидела сзади. Если честно, то учеба у такого мастера породила у меня чувство глубокой неуверенности в себе, и это прошло только после того, как я попросилась на платное занятие к другому инструктору. Оказывается, если мне не дергать руль, и давать самостоятельно принимать решения- я весьма неплохо вожу, и все умею.
Если обобщать все вышесказанное, и выводить оценку школе, то тут теоретическая часть –это жирная пять, практическая-это два, средний балл-3,5. По отзывам тех, с кем я училась в группе -у двоих инструкторы тоже не айс. Видимо хороших инструкторов, которые могут учить, сейчас осталось очень мало, а большинство уверены, что могут обучать вождению только потому, что сами умеют водить машину, и вероятно это финансово более выгодный вариант, чем работа таксистом. Ведь платные полтора часа вождения у нас стоят 800 рублей (час от автошколы в рамках договора стоит 250), аренда авто на экзамен-1500. А ведь и правда, нафига учить этих курсантов в договорные часы за 250, если потом после всего они придут к тебе за 800 ( а куда им деваться, впереди ГИБДД), да еще и внутренние экзамены будут пересдавать опять же платно.
Для себя я сделала вывод, хоть и поздний, но может он кому-то пригодится. Выбирать автошколу нужно не по степени разрекламированности, выгодных условий, удобства расположения. По сути, сначала нужно выбрать конкретного инструктора ( желательно по отзывам друзей и близких знакомых, а не отзывам в интернете), и идти учиться в школу, где он работает. Плохую теорию можно компенсировать книжкой ПДД, программами на смартфоне, дисками, обучающими фильмами. Плохую практику не компенсировать ничем!