В 2018-м и 2019-м мне посчастливилось оказаться среди зрителей чемпионатов Европы по фигурному катанию. Я всегда мечтала увидеть вживую «большие» соревнования, и когда в олимпийский сезон один из главных стартов приняла Москва, стало ясно, что если упустить и этот шанс, то на мечте нужно ставить крест. Но все срослось, и через год срослось снова – Минск тоже оказался вполне достижим. Впечатления от увиденного до сих пор меня не отпускают, а блога до сего дня не было: раздумывала насчет sports.ru, но высказываться там с моим отношением к теме – это самоубийство, и вы скоро поймете, почему. Сейчас межсезонье, и возможно, кому-то будет приятно в отсутствие свежих поводов для переживаний поностальгировать вместе со мной.
Несмотря на то, что в Москве у нас был один день, а в Минске три, и там мы увидели намного больше и могли сильнее проникнуться атмосферой, ЧЕ-2018 оставил гораздо более яркий след. По накалу эмоций это были просто несравнимые турниры. Во-первых, наверное, сказывалась близость олимпиады. Кто-то (Загитова и Медведева) уже мог попробовать свои силы в очном противостоянии, кто-то (Пападакис-Сизерон) просто проходил проверку на прочность, шлифовал каждый шаг, жест и взгляд, не позволяя себе расслабляться при полном отсутствии конкуренции.
Это сложно, но я попробую обо всем по порядку.
Наши билеты были на субботу – произвольный танец и произвольная программа у женщин. Танцы и женское одиночное – мои любимые виды в ФК, так что лучшего расклада нельзя было и желать.
Меня, впервые оказавшуюся на соревнованиях по ФК, поразило, насколько ярок свет на катке. ТВ-трансляции не передают этого: лед буквально заливает светом, белым, со всех сторон. И лезвия коньков так приятно шуршат по льду – щщщшшшуууххх! (Через год в Минске места у нас были подальше, и этот волшебный звук до наших ушей не долетал).
Я не поклонница Бобровой и Соловьева, хотя всегда болела за них по патриотическим соображениям. Но их произвольный танец сезона 18-19 в живом исполнении меня все-таки тронул. Понравились без всяких оговорок и сравнений.
Пападакис-Сизерон божественные. Я помню, как в 2015-м они взлетели на вершину мирового ФК так стремительно, неожиданно и легко, став таким невероятным, гениальным исключением из правила «старшинства» и обойдя без оглядки пары, для которых, казалось, освободился пьедестал после ухода Дэвис-Уайт и Вирчу-Моир. И потом ПС из года в год успешно доказывали, что этот взлет не был случайностью.
Не согласна с теми, кто критикует их стиль, говорит, что они всегда одинаковые, но после олимпиады и мне стало на них смотреть как будто немного душно. Проблема, на мой взгляд, не в однообразии, а в том, что их Лунную сонату невозможно превзойти. Никому другому, но и им самим тоже. По крайней мере на текущем этапе. Это ожившая музыка. Лунная соната была написана Бетховеном для того, чтобы спустя столетия была поставлена и исполнена эта программа.
С местами в танцах все было ясно, интриги практически не было. Две наши пары на пьедестале – при наличии недосягаемых ПС идеальный результат.
А потом были девочки. Неглавные воспоминания с тех пор слегка стерлись, но все же мне кажется, в 2018-м уровень спортсменок в целом, без учета Алины и Жени, был повыше… Впрочем, конечно: Каролина Костнер же! И Луна Хендрикс. Да и остальные катали поприличнее, чем спустя год.
Когда на лед вышли участницы сильнейшей разминки, от напряжения просто заискрило, зал перестал дышать. Непередаваемая атмосфера.
Позади нас сидела компания, как минимум один из членов которой разбирался в ФК куда лучше меня и для своих спутников немного комментировал происходящее. Когда девочки начали раскатываться, он сказал «Загитова нервничает. Посмотрите, как нервничает Загитова…» Спустя время: «Прыжки сделала – успокоилась».
Маша Сотскова каталась хорошо, упала один раз. Я не ждала от нее особых подвигов, поэтому меня все устроило. В докрутах и ребрах я была тогда совсем не в зуб ногой, да и сейчас по ТВ еще туда-сюда, а на трибуне вообще не до этого, так что не могу ничего здесь сказать.
У Каролины Костнер был жуткий канареечный костюм, который и сам по себе отталкивал, и фигуристку бледнил и полнил. На следующих стартах костюм Каролина поменяла и правильно сделала, но это ей не помогло.
Каролина каталась под стать костюму, шаталась, валялась и… обошла Машу. Я никогда не поверю, что там не было никакой договоренности или хотя бы судейской лояльности по отношению заслуженной итальянке вкупе с нежелательностью чисто российского пьедестала.
Потом вышла Алина (я все знала про великое противостояние, но саму Алинку к тому моменту видела буквально пару раз по телевизору). И выдала свое – каталась мало того, что технически безупречно, но еще и бесстрашно, наотмашь, задорно. Ее обыграть в тот день было невозможно, ну, знаете, как укусить локоть, как повернуть время вспять и т.д. Но это не сразу понимаешь. И веришь в чудо, как дурак, пока не загорятся на мониторе итоговые оценки…
После Алининого проката зал стоял, ревел, лед был усыпан игрушками настолько, что вышедшей раскатываться Жене было реально неудобно, пришлось ждать, пока все более или менее унесут. Она была такая худая, прозрачная просто. Бледная, до предела сконцентрированная. Я думала, что она не справится со всем этим – первый полноценный соревновательный прокат произвольной после травмы, блестящее выступление основной соперницы, овации трибун. Когда восторги немного улеглись, зал начал аплодировать и подбадривать уже Женю. Аплодисменты только нарастали, слившись с началом музыки. Началась программа, и все стихло.
До этого я болела за Женю как бы за былые заслуги, симпатизировала ей, не так чтобы прямо хвататься за сердце. Но когда в тот день она не дрогнула, не сорвала ни одного элемента, дрогнула я. И с тех пор началась моя несчастная история любви, у которой нет шанса закончиться, пока не закончится Женина карьера. У меня всегда так: я болею за Евгению Медведеву, за Марию Шарапову, за Антона Шипулина. Ну какая любовь без страдания? Не, не слышали.
После проката зал, разумеется, встал. Мой муж, до этого немного делавший вид, что он здесь совершенно случайно и вообще дверью ошибся, подскочил с места и аплодировал, не дождавшись, пока закончится музыка. А потом мы, как и многие, гипнотизировали монитор. Но наших усилий оказалось недостаточно. Я смогла утешиться только мыслью, что на олимпиаде все может быть по-другому. Оказалось, не могло.
Я не только графоман, но и фотографоман, и мне, конечно, очень хотелось иметь собственные фотографии с соревнований. Когда Женя каталась, я не могла себя заставить снимать. Буквально пара кадров на разминке и после всех прыжков. Поэтому нормальных фотографий Жени у меня нет.
В Москве, в общем, было драматично и очень классно. В Минске через год – тоже хорошо, но совсем по-другому. Про Минск – в следующей части.