Найти тему
Про прекрасное

50 оттенков копирайтинга: о чем часто молчат

Многие думают, что копирайтер - это нечто единое. "Человек, который пишет тексты и все". В этом случае художник, человек который пишет картины. На деле есть живописцы, графики, CG-художники и т.д. Похожая история и с копирайтерами, профессия имеет много разнообразных "оттенков". За свою работу копирайтером я успел попробовать многие сферы, ниже поделюсь своим опытом.

Сразу напишу, что терминологию и группировку я сделал свою из личного опыта.

SEO-копирайтеры - техножрецы

Обычно в эту категорию попадают новички, там наименьшие ставки оплаты (80 - 150 р. за 1000 знаков). Там самые неадекватные заказчики. Еще лет 10 назад SEO-копирайтеры брали не качеством, а количеством. Тексты представляли собой пустой набор ключевых слов, смысла в них было очень мало.

Основная задача написать такой текст, чтобы его "скушала" поисковая машина. В этом деле главное знать определенные принципы написания и следовать им. При этом запросы машины постоянно меняются, удовлетворять её простым набором ключевых слов уже сложнее.

Года 3-4 назад поисковики стали учитывать еще и поведенческий фактор. Это означает, что страница поднимается в поиске, если пользователи читают страницу, т.е. проводят какое-то время на ней. Соответственно текст должен хотя бы отвечать на поисковый запрос. Это практически убило касту SEO-копирайтеров в чистом виде, но в определенной степени эта сфера все еще востребована.

Технический писатель

Этих ребят не называют копирайтерами, но фактически они тоже люди, пишущие тексты. Технические писатели - это составители инструкций, руководств. Они должны очень хорошо владеть вопросом, о котором пишут. С моей точки зрения, для этой работы надо обладать невероятным терпением.

Рерайтеры

Некоторые работодатели даже не понимают разницы между рерайтером и копирайтером. Рерайтеры не пишут новую статью, они переписывают старую, чтобы "удовлетворить" поискового робота. Оригинальность текста должна быть не меньше 70%. При этом смысл не должен пропадать.

Продающий копирайтинг

Еще недавно одно из самых модных направлений. Фразу "Умение писать продающие тексты" можно было встретить в каждой второй вакансии. Сейчас эта волна немного улеглась.

Само название, как я считаю, не самое удачное, потому что оно вводит в заблуждение практически всех и заказчика и копирайтеров-новичков. Может, я и заблуждаюсь, но текст сам по себе не может ничего продать, как это может сделать человек. Текст скорее действует по сценарию "не навреди". Когда человек уже имеет желание купить, задача копирайтера рассказать о преимуществах товара так, чтобы не отвратить читателя и не дать ему заскучать.

Именно этой разновидности копирайтенга учат во всевозможных школах, но только они распространяют эти принципы и на другие сферы. Якобы в инфостиле можно писать практически любой текст и это будет нормально (нет).

Презентующий копирайтинг

Обычно эту сферу относят к продающему, но на деле тут автор текста не продает, а презентует компанию, бренд, человека, новую функцию в программе и т.д.

По своим приемам очень похож на продающий. Последние две разновидности мне наиболее неприятны, они лживы, даже когда автор пишет правду, в них красивыми словами человеку в голову пытаются вложить какую-то мысль, нужную заказчику текста.

Информационный копирайтинг

Фактически это направление появилось, когда поисковики стали более внимательны к текстам. Особую важность приобрел поведенческий фактор: сколько времени человек читает текст, читает ли он его вообще, переходит ли по ссылкам и т.д.

Копирайтеры этого направления часто пишут в определенной сфере, так как для правильного изложения материала нужно сначала "войти в тему". Механизм тут простой: копирайтер пишет текст "Как выбрать скороварку". Источникам информации для него выступает интернет, в лучшем случае технологи компании, для которой он пишет. Поисковик "хватает" этот текст, так как содержание отвечает запросу и информация полезно, то поведенческий фактор может быть хорошим, соответственно статья может подниматься в поиске.

На определенном этапе такие тексты хорошо работали на продвижение (2014 - 2016 гг.). Они позволяли подниматься в поисковиках даже новым неизвестным сайтом. Правда сейчас времена изменились: концентрация этих текстов уже настолько велика (даже яндекс.маркет пишет подобные тексты), что пробиться по банальным темам уже сложно. Если копирайтер не является экспертом в области скороварок, то написать "глубокую" статью на эту тему или вести полноценный блог ему уже сложно.

По этой причине, мне кажется, что в будущем эту нишу должен заменить экспертный блогинг (про это я написал прошлую статью на канале). Если взять пример со скороваркой, то блог про кулинарию, которую будет вести повар или фитнес-тренер, будет значительно эффективнее. Так как этот эксперт будет обладать совсем другим уровнем понимания, чем копирайтер.