Найти тему

Любовь Рагулина: «Рядом подобрались альтруисты»

Оглавление

О том, как балетмейстер стала воспитателем.

Уютная, домашняя - и стремительная. За ней еле поспевают разлетающиеся полы её белого халата и я, торопящаяся следом. Коридоры и переходы, заполненные растениями, игровые помещения, спортивный и музыкальный залы в большом здании, составленном в шахматном порядке из блоков, а на улице спортивная и тринадцать игровых площадок с домиками, песочницами, под сенью рябин, черёмухи и каштана-великана. Она как будто бы не для меня проводит экскурсию, а привычно обходит свои владения, окидывая их хозяйским взглядом. Это всё – её учреждение, её дом. А в целом – её жизнь. Любовь Николаевна РАГУЛИНА – директор детского сада №58 «Капелька».

Хозяйский пригляд, педантичный, перфекционистский – не самоцель. Это для того, чтобы детям было комфортно, уютно, чтобы они чувствовали себя здесь, как дома, а может, и лучше, чтобы могли расти и учиться, открывая для себя мир. Чтобы были здоровыми, занимались спортом и вкусно питались. «А как же, разве можно, чтобы дети недоедали?» - будет она говорить, когда расскажет о периоде своей жизни, о котором немногие знают, но помнят те, кто вместе с ней его прошёл. Это было в первом детском садике, где она директорствовала в трудные 90-е и, чтобы прокормить детей, завела прямо на территории садика… птицеферму и овощехранилище. Но – обо всём по порядку.

Новая профессия балетмейстера

- Любовь Николаевна, почему вы выбрали именно эту профессию? Ведь с детьми работать трудно.

- Сегодня, наверно, со взрослыми труднее, я имею в виду родителей. Они разные, непростые. Но мы пристраиваемся к каждой ситуации, к каждой семье, каждому человеку. А с детьми мне совершенно не тяжело. И пока всё получается.

- Вы новгородка?

- Я родилась в Свердловской области, в городе Первоуральск. Вся молодость моя прошла в Белоруссии. После войны мамин брат остался там - на войне он встретил медицинскую сестру, они поженились, уехали на её родину, и потихонечку он всех нас перетащил поближе к себе. А в Новгород я вышла замуж. За Рагулина Виталия Ивановича, который долгое время работал в травмпункте, руководил им много лет и сейчас продолжает работать доктором.

- И всё-таки, как попали в профессию, где нужно заниматься маленькими детьми?

- Вообще-то моя первая профессия – балетмейстер. Не мечтала с детства работать воспитателем, с маленькими детьми. Закончила в Витебском училище хореографическое отделение. Меня отправили на село, тогда надо было три года отрабатывать по распределению. Работала
- Вообще-то моя первая профессия – балетмейстер. Не мечтала с детства работать воспитателем, с маленькими детьми. Закончила в Витебском училище хореографическое отделение. Меня отправили на село, тогда надо было три года отрабатывать по распределению. Работала

Любовь Николаевна РАГУЛИНА

художественным руководителем в сельском доме культуры в деревне Вайханы. Там дворов было около 300, школа-десятилетка, небольшая больничка. Начала обучать местных жителей бальным танцам, открыла драматический кружок, организовала хор. К нам из соседних деревень приезжали люди, и местная интеллигенция туда входила – и библиотекари, и учителя, и медицинские работники. Люди с большим желанием занимались, относились ко мне с большим уважением. Мы стали победителями конкурса художественной самодеятельности, и через 9 месяцев меня забрали в районный центр, Городок. Там я работала балетмейстером, организовала вокально-хореографический ансамбль «Яблонька», потом ему присвоили звание народного. Мы ездили выступать по сёлам и городам, были выступления в Витебске и Минске, но больше по районным центрам.

Именно тогда я решила поменять профессию. У меня в ансамбле были разные возрастные группы: маленькие дети, и среднего возраста, и взрослые работающие люди. Работая с группами маленьких детей, я увидела проблемы личностного характера и задумывалась, что же я могу сделать, чтобы не было плохих людей.

- Так серьёзно ставили перед собой задачу?

- Я тогда поняла, что надо идти к малышам, потому что всё в людях закладывается с самого раннего детства. Но воспитание – дело серьёзное. И я решила поступить в педагогический институт, чтобы узнать новое. Училась в Вологде.

- Из Белоруссии отправились на север России – почему?

- Так решила. Мне хотелось увидеть страну, мир, новые города. Два раза в год я ездила в институт через Москву, могла посетить и музеи, и выставки. Позже перевелась в Витебск и институт заканчивала уже там. Занималась педагогикой, психологией, изучала то, что меня интересовало. И так я в 1978 году оказалась в детском саду, в Городке. Прошла воспитателем все возрастные группы, начиная от яселек, подготовительные группы до выпуска в школу. Шаг за шагом познавала азы профессии.

В 1988 году переехала в Новгород. Уезжала уже не воспитателем детского сада, а методистом.

Птицеферма в детском саду

- Любовь Николаевна, в вашей трудовой книжке, наверно, совсем мало записей. Новгородский период – это три детских сада, причём, «Капелькой» вы руководите уже более двадцати лет…

- Здесь начинала работать в 86-м детском саду, «Кораблике», на улице Мира. Продолжала осваивать профессию. Мы всегда очень много занимались детьми. Почувствовала, что для того, чтобы в полном объёме воплотить свои профессиональные идеи, мне нужно становиться руководителем. Я пошла в комитет образования, к ведущему специалисту, отвечающему за дошкольников, Середняковой Галине Васильевне, и сказала: «Назначьте меня заведующей. Я вас не подведу». Может быть, с моей стороны это было не совсем скромно – просить о назначении, но меня назначили руководителем. Дали детский сад №40, старенький, разрушенный, он назывался «Алёнушка». Это был 1992 год. Тогда наступили очень тяжёлые времена. Дети приходили в детский сад, и я видела, что им не хватает еды. Думала, может быть, они голодны, потому что родители пьют и им не до детей. И я пошла по семьям. Оказалось, что многие родители остались без работы, заводы-то тогда закрылись. Были и молодые родители, студенты, и те, кто только закончил институт и остался без работы. Обошла весь свой околоток-микрорайон: и квартиры, и общежития. Видела, что холодильники пустые, в семьях недоедают. Прихожу - семья растерянная, они даже не знают, что мне сказать.

Но и нам в детском саду было тяжело – очень часто случались перебои с поставками продуктов. Особенно тяжёлыми были зимы 1994, 1995 годов.

- И вы нашли выход - организовать подсобное хозяйство прямо в детском саду. Думаю, ни до вас, ни после на такое никто не решился.

- Знала совершенно точно – детей надо кормить, а иначе как можно проводить с ними любые занятия, если они голодные. Я это делала, потому что была уверена, что так надо. На территории садика, в отдельном строении, которое использовалось как хозблок, в одной части мы оборудовали овощехранилище, в другой курятник. Надо было знать, как заготавливать и хранить овощи. Сама ездила в совхоз «Ташкентский», смотрела, как устроено овощехранилище. Мы заготавливали по 5 тонн картофеля, по тонне свёклы и капусты, полторы тонны моркови. Овощехранилище и сейчас существует, не знаю, используется или нет, там в любое время года, даже в жару, температура плюс один градус.

Когда привозила картофель, выбирала солнечные дни, мы застилали площадку плёнкой, эти пять тонн мы сушили и закладывали на хранение. Морковь и свёклу хранили в сухом песке, предварительно в выходные дни его промыв и высушив в духовке на старых противнях. Когда заготавливали капусту, я сама ходила на поле, говорила, какие кочаны рубить. Кстати, капусту мы ещё и квасили. Для этого заказала в Паковке две деревянные бочки литров по 100.

- Но это же очень хлопотная работа. Наверно, требовались и согласования, чтобы в детском учреждении такое устроить?

- Всё было сделано с разрешения санэпидстанции.

- И птицеферма тоже?

- Да. Оборудовали помещение. Я закупила 100 кур. Все требования к птице соблюдали, всё сама изучала - как оборудовать кормушки, насесты…

- А где вы брали средства, чтобы всё купить? Кто-то помогал?

Находила спонсоров. И в то время ещё из коммунистических времён оставалась практика шефства предприятий над социальными учреждениями. «Мостоотряд-75» помогал. Очень отзывчивым был Владимир Иванович Анохин, директор пивзавода, он раз в полгода выдавал для моих куриц использованное жито, по 10-12 мешков, помог провести электричество. Они были нашими шефами и очень добросовестно относились к этому.

- Считаете, что сейчас время стало более прагматичным?

- Более жестоким - это более точное выражение. Когда случился развал страны, мы все оказались в одной, одинаковой ситуации, в одной беде. И те, кто мог помочь, входил в положение и помогал. Сейчас уже с такими просьбами не обращаемся – на тебя странно посмотрят.

-3

Команда альтруистов

- Ваши сотрудники не роптали, что вы взвалили на них дополнительную нагрузку?

- Люди, видя, что я всё отдаю делу, тянулись за мной и вместе со мной всё делали. Мне не надо было ни на кого ругаться, никого заставлять. Никто не говорил: ты мне денег мало платишь, я это делать не буду. Мне было даже интересно, почему так происходит. В садике тогда были специалисты-психологи, в один из моментов сказала им: в жизни я вижу другое, а здесь сплочённый коллектив, единомышленники. И психологи выяснили, что рядом подобрались люди определённого качества – альтруисты. Мне, наверно, очень повезло. Но мы ведь полноценно кормили детей и понимали, что если они будут сыты, тогда спокойно можно работать с ними над развитием.

- Для вас это, наверно, был самый тяжёлый период. Пригодился ли полученный опыт в дальнейшем?

- Если вспомнить, то параллельно вела ремонт самого учреждения – делала крышу, подвалы, электрику. В 1996 году мне передали ещё одно здание, и у меня стало два шестигрупповых корпуса. Второе здание я тоже восстанавливала. А ещё мы сами изготавливали мебель – полочки, шкафчики, стеллажи для игрушек. Денег же не было, нищета, голь перекатная, а жить надо. Мы покупали фанеру, лак, шурупы, доску распускали на бруски, потому что отдельно они стоили дорого, и делали мебель. Здесь, в «Капельке», в семейной гостиной ещё сохранились стеллажи с тех времён, мы до сих пор ими пользуемся. Тут на территории игровых площадок мастерили домики. Но сейчас приняты госстандарты, и мы уже не имеем права сами что-то мастерить.

Опыт хозяйствования, опыт управления – да, пригодился. И в те годы я снова училась - в 1997 году закончила Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при Президенте Российской Федерации. Мою дипломную работу по системному видению дошкольного образования комиссия рекомендовала к опубликованию. Эти наработки можно считать главным результатом того, что начала делать в «Алёнушке». Я придумала систему работы, которая предполагала дифференцированный подход к воспитанию детей - с шести месяцев до выхода в школу.

- Эта идея тоже родилась из наблюдений за детьми?

- Видно же, если ребёнок в семье заброшен, предоставлен сам себе.

Если дома на ночь ему сказку читают, песенки поют, во что-то играют, ребёнок окутан заботой - он другой. Он приходит с новыми эмоциями, навыками. А ведь есть и совсем маленькие дети, которые ни в ясли, ни в сад не ходят. Я снова пошла в семьи. Смотрю – а родители челноками заделались, им нужно выживать, им не до особого внимания к детям. Тогда я стала думать, как же быть. Если нет внимания ребёнку дома, он страдает, и как тогда говорить о его полноценном развитии. Тогда у меня появилась идея создать группы кратковременного пребывания. Я изучала зарубежный опыт – тогда только первые компьютеры появились – по работе с детьми вне детского сада. Много литературы нужно было просмотреть.

- Но ведь это совершенно новое направление работы, действительно образовывалась новая система детсадовского пребывания?

- В садике было шесть групп: две ясельных, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная. И я вышла на группы кратковременного пребывания, начала работать с маленькими детьми, с шести месяцев. Сама подготовила своих специалистов. Дифференцированный подход предполагал работу с детьми с шести месяцев до года, от года до полутора лет, от полутора до двух. В два годика дети шли на полный день пребывания в садике. С двух до трёх лет они воспитывались у профессиональных педагогов раннего возраста. На группах ранних возрастов у меня работали одни и те же люди, как и сейчас, и я всегда подбираю женщин, которые могут эту работу делать. Не любой человек для неё подойдёт. Поэтому у меня очень серьёзный подход к кандидату на эту должность. С трёх лет специалист уже вёл ребят до школы. Если ребёнок проходил у нас всю эту схему, результаты были великолепные.

- Чего вы хотели и чего добивались?

- Мы полностью по возрасту ребятишек давали и знания, и умения, и навыки. И результаты были великолепные.

- В «Капельке» вы продолжили то, что начали в «Алёнушке»?

- В 1997 году меня назначили директором детского сада №58 «Капелька». Детсад изначально был «акроновский», потом его передали городу, теперь это муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №58 «Капелька». Коллектив остался в профсоюзной организации Росхимпрофсоюза.

Из 30 человек коллектива «Алёнушки» 15 пошли следом за мной сюда. Часть из них до сих пор работают здесь. И наша новая система «переехала» сюда. Когда я прочитала о психолого-педагогическом центре имени Н.А. Венгера «Развитие», я своих педагогов отправила в Москву на учёбу. Нам очень помогли эти знания.

-4

Когда пришла сюда, постаралась сохранить коллектив, который тут был. Со дня основания здесь работает музыкальный руководитель Галина Николаевна Ополчецева, кастелянша Нина Васильевна Петрова. В этой системе не все педагоги могли работать, потому что она требует высочайшего уровня профессионального мастерства. Я сразу вычленила тех людей, которые будут способны справиться, а других доучивала. Ещё в «Алёнушке» для этого у меня была организована психолого-педагогическая служба. В штате было несколько психологов. Потом я открыла логопункт. Тоже сюда его перетащила. Позже у нас с финансированием становилось всё тяжелее, в итоге у меня остался только один психолог и один логопед. Они работают до сих пор. И система эта сохранена до сих пор.

Фотографии с Международной выставки-форума «Школа»
Фотографии с Международной выставки-форума «Школа»

Когда в Министерстве образования начались процессы модернизации дошкольного образования, там на нас обратили внимание. Эту систему я представляла на коллегии Министерства образования РФ в январе 2002 года, которая проходила в Великом Новгороде. Специалисты работали на базе нашего учреждения. А после коллегии меня пригласили принять участие в Международной выставке-форуме «Школа», где я получила «Золотую медаль» и звание лауреата. Там было 560 участников – учреждений образования, были представители Германии, Франции, других стран. Я представляла там систему и всю работу нашего коллектива. Наш детский сад «Капелька» стал победителем, мы получили такую высокую оценку. Потом в Новгород приезжали англичане перенимать наш опыт.

Любовь Николаевна Рагулина имеет награды: Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации (2002 г.), Золотая медаль Международной выставки-форума «Школа» (2002 г.), нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации (2006 г.), юбилейная медаль «В память 1150-летия Великого Новгорода, знак «1150-летие зарождения российской государственности».

-6

- Новгородских коллег интересует ваш опыт внедрения инноваций?

- Я очень много делюсь опытом. О своей работе многим рассказываю. В нашей инновационной деятельности, в вопросах управления нам много помогал Институт усовершенствования учителей, в дальнейшем ставший НИРО. В то время там был очень сильный педагогический коллектив. Долгое время я работала с Натальей Дмитриевной Крюковой. И если мы с коллективом нарабатывали какой-то материал, то делали всё, чтобы он претворялся в жизнь. С теми же группами кратковременного пребывания мы работали в инновационном режиме, создавали специальные программы и планы. И анализ наших наработок превратился в публикации. У нас издано много книг. Но шли к этому долго. Только в 2005 году подошли к выпуску трёх книг-пособий для родителей: «И на суше, и в воде», «Со мной уже можно заниматься», «Играем и поём вместе с малышом» - это хорошие «шпаргалки» для родителей. Авторы этих книг – наши педагоги. Мы были областной площадкой по распространению этого опыта. Книги мы давали родителям, которые воспитывают детей на дому. Это ещё одна форма работы.

- Когда я зашла на территорию садика, ребятишки, которые были на прогулке, меня обступили: кто вы, а что фотографируете? Любознательные, не зажатые, подвижные…

- Дети хорошие, и в том, что они общительные, интересующиеся – заслуга нашей системы воспитания.

-7

Интерактив для ораторов, математиков и всех-всех-всех

- Детский сад откликается на современные реалии – у вас в группах и в методическом кабинете интерактивные комплексы. Это дань моде?

- Ну, что вы. Мы специально участвовали в  опытно-экспериментальной работе по созданию дидактических комплексов для интерактивных занятий. Мы и дальше продолжаем эту работу. Большая часть  педагогических  работников владеют информационным технологиям и умеют работать с интерактивной доской. Использование комплексов в воспитиательно-образовательной работе позволяет нам грамотно реагировать на запросы, интересы, потребности детей. Мы можем на качественном уровне работать с разными категориями детей: одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья - и не только потому, что это прописано в государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Нам интересен процесс воспитания, нам важен результат. Недавно мы выпустили сборник «Детский сад будущего. Условия работы с одарёнными детьми». Авторы – педагогический коллектив детского сада №58. В этом сборнике мы поделились педагогическими методами и приёмами в работе с разными категориями детей, описали новые формы, технологии, которые используют педагоги нашего детского сада.

И посмотрите, как раскрываются дети. Вот ребёнок у интерактивной доски может прочитать целую лекцию о динозаврах, он прирождённый оратор, экскурсовод, и мы просто обязаны поддерживать эти выявленные нами его способности, создаём для этого условия. Кто-то склонен к математике и для него разработаны математические задания на интерактивной доске, кто-то склонен к музыке. Задания, предложенные детям, разноплановые, разноуровневые, затрагивающие разные области  развития – речевую, социально-коммуникативную, познавательную. Внедрили ещё одну форму – дистанционное общение и обучение. Если ребёнок болеет и не ходит в детский сад – мы не теряем с ним связи. По Интернету педагоги родителям направляют задания, которые в данный момент проходит группа. Малыш может позаниматься вместе с родителями, родители могут пообщаться с педагогом по скайпу, получить консультации, так что  после болезни ребенок возвращается в детский сад, ничего не пропустив, не выбыв из повседневной жизни своего коллектива. Этой работой руководит мой заместитель, моя «правая рука» Светлана Ивановна Кузнецова.

-8

- Кроме приобретения дополнительных интерактивных комплексов для групп, где их нет, что больше всего заботит сейчас?

- Детский сад сейчас принимает 300 детей. У нас очень сильный блок физкультурно-оздоровительной работы, замечательный спортивный зал. А бассейн, к сожалению, не работает несколько лет. Но в этом году область включила нас в программу, у нас разработана проектно-сметная документация на восстановление бассейна и большого музыкального зала. Нам выделены деньги, и мы надеемся, что ремонт, как и запланировано, завершится в этом году.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора