Немного о том, как Jubilee строит роботов

У каждого, кто умеет писать стихи или прозу, обязательно есть мотив, который как-то неосознанно (или, наоборот, специально) вылазит в его творчестве раз за разом. Это как "всё переплетено": сначала с хомяком, а потом в масштабах мира.

Моя подруга жаловалась, что у неё всё время кто-то смотрит в окно и думает. Я страдаю написанием текстов про холодные утра и электрички (в шесть утра я особенно уязвима для поэзии). Все (почти без исключения) начинающие авторы описывают внешность персонажа через зеркало.

А Jubilee, судить по последним четырём больши-и-им работам (трилогии Emoji FM и Меланхолии Drive), очень любит разглядывать искусственный разум. Путь от киборга из Emoji FM до бортового компьютера Мотива довольно большой, но связь между ними очевидна.

Обложка первого "Emoji FM"
Обложка первого "Emoji FM"

Разглядывать этот самый разум можно по-разному. В "Emoji FM" эта роль служит для исполнителя поводом обвинить себя в холодности и бесчувственности ("Я рожден бродить один и другим причинять боль" - помните?) - но заодно и способом утвердить собственную уникальность.

"Йоу, я не рэпер — я проект из секретных лабораторий
Я мутант, терминатор, пришелец, я полуробот
Я киборг, искусственно выведенная особь
Запрограммированный на убийства монстр"

(с) "Тёмная сторона"

Переживая различные проблемы, все мы выбираем для себя альтер-эго, соответствующее нашим ощущениям. А образ киборга здесь поможет и свой стиль описать, и передать душевные переживания.

"Меланхолия Drive", собственно :)
"Меланхолия Drive", собственно :)

Проблема, затронутая в "Меланхолии Drive", более масштабна. Главный вопрос, который задаёт альбом: с какого момента можно считать искусственную личность - личностью?

О Мотиве из альбома мы узнаём не очень много: он - экспериментальный бортовой компьютер, ему маловато имеющейся памяти и его озвучивает Jubilee. Толкователи на Genius предположили, что и все песни из дорожного плейлиста поёт тоже он. Лично у меня это вызывает сомнения. И вот почему: мы имеем ИИ, который в ходе истории развивается и освобождается от пут Всемирной Паутины (по вполне справедливому замечанию тех же исследователей, это происходит в момент обращения Мотива к старым картам: когда перед ним встаёт проблема, он решает её совершенно самостоятельно, хотя в самом начале лишь говорил, и весьма невпопад). Так зачем же ему продолжать петь о пока что совершенно чужом человеческом опыте?

Остаток интерпретации с сайта не выдерживает никакой критики: Мотиву совершенно незачем убивать своих пассажиров. Хотя - и, собственно, это один из аспектов проблемы искусственного разума здесь - обращаются они с ним не то чтобы вежливо.

Мы не знаем, поймут ли герои, что бортовой компьютер - не мишень для насмешек. И что с ними случится - тоже. И уж тем более пока рано анализировать, кто автор дорожного плейлиста: по опыту адского радио можно судить, что такие вещи не раскрываются раньше финала. Но я сильно подозреваю, что песни эти как минимум помогают ему эволюционировать. А может, как-то и на героев влияют. Последний, самый грустный трек явно символизирует наползающий на них депресняк: до сих пор они переживали свои потери намёками и полутонами.

Дальше - интенсивнее.

P.S. Если концептуальные альбомы - твоя тема, тебя может заинтересовать:

Сюжет концептуального альбома: какой он?

Такая старая история: что интересного происходит в Хипхопере Noize MC

Твои лайк и подписка помогают каналу развиваться, а комментарии приносят вдохновение на новый контент. Не переключайся!