У каждого, кто умеет писать стихи или прозу, обязательно есть мотив, который как-то неосознанно (или, наоборот, специально) вылазит в его творчестве раз за разом. Это как "всё переплетено": сначала с хомяком, а потом в масштабах мира.
Моя подруга жаловалась, что у неё всё время кто-то смотрит в окно и думает. Я страдаю написанием текстов про холодные утра и электрички (в шесть утра я особенно уязвима для поэзии). Все (почти без исключения) начинающие авторы описывают внешность персонажа через зеркало.
А Jubilee, судить по последним четырём больши-и-им работам (трилогии Emoji FM и Меланхолии Drive), очень любит разглядывать искусственный разум. Путь от киборга из Emoji FM до бортового компьютера Мотива довольно большой, но связь между ними очевидна.
Разглядывать этот самый разум можно по-разному. В "Emoji FM" эта роль служит для исполнителя поводом обвинить себя в холодности и бесчувственности ("Я рожден бродить один и другим причинять боль" - помните?) - но заодно и способом утвердить собственную уникальность.
"Йоу, я не рэпер — я проект из секретных лабораторий
Я мутант, терминатор, пришелец, я полуробот
Я киборг, искусственно выведенная особь
Запрограммированный на убийства монстр"
(с) "Тёмная сторона"
Переживая различные проблемы, все мы выбираем для себя альтер-эго, соответствующее нашим ощущениям. А образ киборга здесь поможет и свой стиль описать, и передать душевные переживания.
Проблема, затронутая в "Меланхолии Drive", более масштабна. Главный вопрос, который задаёт альбом: с какого момента можно считать искусственную личность - личностью?
О Мотиве из альбома мы узнаём не очень много: он - экспериментальный бортовой компьютер, ему маловато имеющейся памяти и его озвучивает Jubilee. Толкователи на Genius предположили, что и все песни из дорожного плейлиста поёт тоже он. Лично у меня это вызывает сомнения. И вот почему: мы имеем ИИ, который в ходе истории развивается и освобождается от пут Всемирной Паутины (по вполне справедливому замечанию тех же исследователей, это происходит в момент обращения Мотива к старым картам: когда перед ним встаёт проблема, он решает её совершенно самостоятельно, хотя в самом начале лишь говорил, и весьма невпопад). Так зачем же ему продолжать петь о пока что совершенно чужом человеческом опыте?
Остаток интерпретации с сайта не выдерживает никакой критики: Мотиву совершенно незачем убивать своих пассажиров. Хотя - и, собственно, это один из аспектов проблемы искусственного разума здесь - обращаются они с ним не то чтобы вежливо.
Мы не знаем, поймут ли герои, что бортовой компьютер - не мишень для насмешек. И что с ними случится - тоже. И уж тем более пока рано анализировать, кто автор дорожного плейлиста: по опыту адского радио можно судить, что такие вещи не раскрываются раньше финала. Но я сильно подозреваю, что песни эти как минимум помогают ему эволюционировать. А может, как-то и на героев влияют. Последний, самый грустный трек явно символизирует наползающий на них депресняк: до сих пор они переживали свои потери намёками и полутонами.
Дальше - интенсивнее.
P.S. Если концептуальные альбомы - твоя тема, тебя может заинтересовать:
Сюжет концептуального альбома: какой он?
Такая старая история: что интересного происходит в Хипхопере Noize MC
Твои лайк и подписка помогают каналу развиваться, а комментарии приносят вдохновение на новый контент. Не переключайся!