Найти в Дзене
Анастасия Лобская

Художники предупреждают об опасностях вина

Вино сопровождает человека уже несколько тысячелетий, и всем давно известно, что его чрезмерное употребление не проходит бесследно. О том, что бывает с пьяницами и теми, кто просто перебрал, рассказывают художники.

1. Похмелье

Караваджо. Больной Вакх, 1593
Караваджо. Больной Вакх, 1593

Самая ранняя из известных работ Микеланджело Меризи да Караваджо называется «Больной Вакх». На самом деле даже не так: в оригинале это „Bacchino malato”, то есть «Больной Вакхуша». Но Вакх – бессмертный бог, хоть и бог вина, как он может болеть?

Под эвфемизмом «болезнь Вакха», скорее всего, скрывается то, что обычно наступает после злоупотребления хмельным напитком. Зеленоватое припухшее лицо самого Караваджо (а это автопортрет художника, который он рисовал с отражения в зеркале) как бы намекает, что наша догадка верна.

Кстати, Караваджо во время написания этой работы страдал не только от похмелья, но и от травмы. Если присмотреться (правый нижний угол картины), мы увидим, что одна его нога выпрямлена, как у человека, который из-за боли не может ее согнуть. Есть сведения, что в это время Караваджо действительно восстанавливался после драки, в которой ему повредили бедро.

Мораль: если пытаться использовать алкоголь в качестве обезболивающего, есть риск удвоить страдания.

2. Ожирение

Питер Пауль Рубенс. Вакх, 1638-1640
Питер Пауль Рубенс. Вакх, 1638-1640

Диетологи утверждают, что попивание винишка способствует набору лишнего веса. Не только потому, что этот напиток калорийный сам по себе, но и из-за закуски, которая часто возлияния сопровождает. «Вакх» Рубенса как бы призван убедить нас в необходимости соблюдать меру, причем не только по соображениям ИМТ и сердечно-сосудистого риска, но и чтоб наутро не было мучительно больно за весело проведенный вечер (здесь нужно обратить внимание на правый нижний угол картины).

Примечательно, что «моделью поневоле» для лица Вакха стал бюст римского императора Авла Вителлия.

-3

Мораль: мечтая остаться в памяти потомков, будь готов к неожиданностям.

3. Беспомощность и риск оказаться жертвой насилия

Микеланджело Буонарроти. Опьянение Ноя. Потолок Сикстинской капеллы, 1509
Микеланджело Буонарроти. Опьянение Ноя. Потолок Сикстинской капеллы, 1509

Что произошло с праотцом Ноем после того, как он немного не рассчитал свою дозу и заснул, - главный детектив всея Ветхого Завета.

Писание говорит нам, что Ной, который после спасения от потопа стал возделывать виноград, однажды несколько перебрал (что неудивительно, ведь исследований о вреде алкоголя тогда еще не было) и заснул – в своем собственном шатре. Когда его сын Хам увидел, как папа в чем мать родила храпит дома, он побежал рассказывать об этом своим братьям Симу и Иафету, а те аккуратно прикрыли отца одеялком.

Наутро Ной проспался и «узнал, что сделал с ним меньшой сын его». Тогда он проклял Хама, приговорив всю его нисходящую генеалогическую линию к вечному рабству.

Вот тут и возникает вопрос: если Хам всего лишь увидел пьяного отца и рассказал об этом не кому-нибудь, а собственным братьям, не слишком ли жестокое наказание определил ему Ной? А если наказание было адекватным, то что же такое сотворил Хам, о чем Писание умалчивает? На этот счет есть два предположения. Одни толкователи считают, что Хам кастрировал Ноя, чтобы тот не имел больше сыновей – а то вдруг на опустошенной потопом земле им всем не хватит наследства. Другие предполагают, что Хам сделал со своим отцом то, пропаганда чего в Российской Федерации запрещена среди несовершеннолетних.

Мораль: если уж пить до беспамятства, нужно делать это только в компании тех, кому доверяешь на 100%.

4. Инцест

Иоахим Юттеваль. Лот с дочерями, 1600 (Эрмитаж)
Иоахим Юттеваль. Лот с дочерями, 1600 (Эрмитаж)

Еще одна ветхозаветная история, в которой прекрасно все. Лот был жителем небезызвестного города Содома, одним из немногих с сугубо традиционной ориентацией. Однажды в Содом прибыла инспекция в виде двух ангелов. У них была задача - установить, на самом ли деле в городе творятся те непотребства, о которых докладывают на небе.

Лот, увидев двух симпатичных юношей, сразу понял, что им грозит, поэтому не преминул предложить им убежище в своем доме. Однако о том, что в городе появились новые лица, жители прослышали еще до того, как село солнце. Они явились к дому Лота и стали требовать выдать им гостей, чтобы «познать их». Лот отказался, предложив в обмен разъяренной толпе на растерзание двух дочерей-девственниц. Наверное, с точки зрения древних евреев эта история должна была продемонстрировать добродетель гостеприимства, но для современных людей она выглядит, мягко говоря, диковато.

Жители Содома на замену не согласились, и попытались взять дом Лота штурмом. Тогда ангелы вспомнили, зачем пришли, и ослепили горожан, а Лоту и его семье велели покинуть город. До спасительной пещеры он добрался лишь с двумя теми самыми дочерями – их мама отстала на полпути, превратившись в соляной столб.

Глядя на пепелище, в которое бог превратил их родной город, дочери Лота решили, что они с отцом остались последними людьми на земле, и теперь на них лежит почетная обязанность заселить всю планету по новой. Тогда они якобы напоили папу и воспользовались его беспомощным состоянием, чтобы зачать детишек. По крайней мере, так говорит Ветхий Завет, хотя кто там на самом деле был инициатором этого трио, две невинных девушки, которых только что чуть не отдали на растерзание толпе, или ушлый старичок, мы, конечно, уже никогда не узнаем.

Мораль: стокгольмский синдром никто не отменял.

5. Беспорядочные связи

Никола Пуссен. Вакханалия, 1625-1626
Никола Пуссен. Вакханалия, 1625-1626

В эпоху до изобретения феминизма жизнь женщин – по крайней мере, приличных - состояла из сплошных ограничений. Для многих жительниц Древней Греции или Древнего Рима мистерии в честь бога виноделия Вакха, или Диониса, были едва ли не единственным относительно легальным способом уйти в отрыв. Изначально вакханалии были чисто женским религиозным обрядом, но разве мужчины могли смириться с тем, что где-то веселье происходит без их участия? Поэтому довольно скоро дионисийские мистерии стали мало отличаться от студенческой попойки на хате, из которой предки свалили на дачу. А слово «вакханалия» приобрело свое переносное значение.

Мораль: уходя на вечеринку, убедитесь, что в кармане есть презервативы.

6. Потеря головы

Артемизия Джентилески. Юдифь и Олоферн, 1612
Артемизия Джентилески. Юдифь и Олоферн, 1612

Еще одна ветхозаветная история. Ассирийский полководец Олоферн собирался захватить город, в котором жила молодая вдова Юдифь. Вечером она пришла в лагерь захватчиков и попросила провести ее к командиру. Юдифь сказала, что собирается предать свой народ и показать, как можно проникнуть в город, избежав кровопролития. Но перед тем, как выдать Олоферну все военные тайны, она предложила ему выпить для храбрости. Кончилось все тем, что пьяный в дым Олоферн заснул, а Юдифь спокойно отрезала ему голову и пошла домой. А вот был ли у Юдифи и Олоферна секс – загадка, по интриге сравнимая с тайной опьянения Ноя.

Мораль: если незнакомая девушка предлагает халяву, скорее всего, это неспроста.

7. Потеря зрения

Одиссей и его спутники ослепляют Полифема. Амфора, ок.650 года до н.э.
Одиссей и его спутники ослепляют Полифема. Амфора, ок.650 года до н.э.

Миф о скитаниях древнегреческого героя Одиссея после Троянской войны – одна из самых известных и архетипичных историй в мировой литературе и в искусстве. Как-то раз Одиссея и его спутников принесло к острову циклопов – одноглазых великанов. Товарищи спрятались в теплой пещерке, которая оказалась жилищем одного из гигантов, Полифема.

К тому моменту, как Полифем уже сожрал изрядную часть его спутников, Одиссей вдруг понял, что у него с собой есть фляжечка винишка, которое он может предложить Полифему в качестве взятки. Когда Полифем опьянел от вина, Одиссей сотоварищи выколол ему единственный глаз и был таков. Лично я подозреваю, что история с ослеплением Полифема – всего лишь метафора, а на самом деле вино Одиссея было из сорта «изабелла», который при брожении генерирует много метанола, и поэтому запрещен во многих странах (шутка).

Мораль: перед тем, как открыть бутылку с винишком, проверь акцизную марку, а то вдруг подделка.

8. Превращение в животное

Эдвард Бёрн-Джонс. Вино Цирцеи, 1894
Эдвард Бёрн-Джонс. Вино Цирцеи, 1894

Еще одна история про Одиссея. Во время скитаний его корабль подошел к берегам острова, где жила волшебница Цирцея. Осатаневшая от жизни в кругу сорока кошек колдунья (см. передний план картины) предложила мужчинам заколдованное вино. В результате каждый, кто поддался соблазну пьянства, превратился в свинью. К счастью, Одиссей оказался трезвенником, чем моментально покорил сердце волшебницы. В постели Цирцеи Одиссей проявил себя с лучшей стороны и смог уговорить волшебницу расколдовать спутников.

Мораль: бойся женщин, которые любого мужчину могут превратить в свинью.

9. Алкогольная зависимость и смерть

Лисипп. Портреты Александра Македонского, IV в. до н.э.
Лисипп. Портреты Александра Македонского, IV в. до н.э.

Александр Македонский, как известно, был великим человеком. Но он же был одним из первых задокументированных алкоголиков в истории. После победы над персидским царем Дарием, например, Александр не просыхал три недели. Во время похода в Индию он организовал алкогольный конкурс, победитель которого, некий Промах, выпил 13 литров вина и умер от алкогольного отравления.

Скульптор Лисипп создал несколько портретов Александра. По ним видно, как симпатичный юноша превращается в одутловатого, явно имеющего проблемы со здоровьем человека. Не исключено, что алкоголизм в итоге поспособствовал его преждевременной смерти: за день до того, как свалиться с острой болью в животе и тяжелой лихорадкой, Александр Филиппович выпил около шести литров вина и продолжал употреблять его даже после того, как ему поплохело еще сильнее. Прожил он всего 32 года.

Мораль: великий ты человек или нет, а печень не железная.