Найти тему

Страшный взрыв и чудесное спасение: Как удалось посадить неуправляемый самолет?

Оглавление

Багдад, 22 ноября 2003 года. Официально война в Ираке завершилась много месяцев назад, но ситуация в стране накалена и нестабильна. Никто не чувствует себя в безопасности.

Гражданский грузовой самолет только что покинул аэропорт города. За считанные секунды экипаж теряет управление, не имея возможности определить, что случилось с самолетом. Они стараются укротить 100 тонн этого широкофюзеляжного воздушного судна. Их самолет горит, и если им не удастся вскоре сесть, то крыло сгорит. Они летят так быстро, что посадочной полосы может не хватить. Никому не удавалось сделать подобное прежде.

Катастрофа

К ноябрю 2003 возглавляемая США коалиция контролирует Ирак уже полгода. Иракская армия побеждена, Саддам Хусейн свержен и президент скрывается.

Но главная зловещая угроза теперь исходит от тайных вооруженных групп. Их мишенями становятся гражданские: как иракцы, так и иностранцы, чтобы дестабилизировать обстановку в стране и, возможно, спровоцировать гражданскую войну. Они расхитили все виды пехотного оружия с военных складов армии Ирака, включая ракеты земля-воздух. Багдад - очень опасное место.

Аэропорт Багдада - ключ к присутствию армии США в Ираке. Каждый день сюда прилетают военные самолеты с солдатами и с помощью по восстановлению разрушенной страны.

Из-за угрозы со стороны террористов США создали зону безопасности вокруг аэропорта, которую патрулировали вертолеты.

Сегодня на взлетной полосе находится одно из немногих гражданских судов, использующих этот аэропорт - Airbus A300, принадлежащий курьерской службе DHL, получившей контракт на доставку солдатских писем.

-2

ВВС Австралии обеспечивает диспетчерское сопровождение самолетов над Багдадом.

Это раннее утро в аэропорту Багдада. Airbus A300, везущий домой письма американских солдат, готовится к вылету. Экипаж не подозревает, что всего в нескольких километрах группа террористов строит свои планы на их самолет.

-3

Несмотря на спокойствие в кабине экипаж знает, что ниже отметки в 3000 метров они уязвимы для нападений с земли. Пока что ни один самолет в Ираке не был сбит ракетой земля-воздух, но известно, что такое орудие у террористов есть.

Пилоты постепенно набирали нужную высоту, но тут случилось страшное. Раздался громкий взрыв. Пилоты не могли понять, что происходит. Приборная панель показывала, что жизненно важные системы самолета вышли из строя.

-4

Большие самолеты зависят от гидравлической энергии. Гидравлическая жидкость проходит по трубкам по всему самолету. Когда пилоты двигают ручку управления, поршни гонят жидкость по трубам, чтобы самолет начал подниматься, опускаться или поворачивать. Без гидравлики пилоты никак не могут управлять самолетом.

-5

Ракета взорвалась в крыле и гидравлическая жидкость начала выливаться из трубок. Это все равно что ехать на машине на большой скорости и внезапно лишиться руля.

-6

Большой авиалайнер может выжить лишь при потере одной из гидравлических систем, может даже двух. Но всех трех - ни одна из систем управления не будет работать и точка.

Все три гидравлические системы отказали. Ничего не работает. Самолету остается жить считанные минуты.

Ручки управления стали бесполезными. Без гидравлического системы элементы управления сдвинуть нельзя. Управлять самолетом в таком состоянии не учат.

Все что осталось - два двигателя, которые не были повреждены. Но как управлять самолетом при помощи одних двигателей? Ни один самолет еще никогда такого не делал.

Самолет долго кружил вокруг аэропорта, пытаясь стабилизировать скорость и высоту. Когда у экипажа стало получаться, на их голову свалилась новая беда - при заходе на посадку капитан приказал выпустить шасси, после того, как шасси были выпущены, самолет снова потерял управление. Теперь нужно делать все по новой.

-7

Но несмотря на все трудности капитан, в чьих руках было управление воздушным судном, сумел выравнять самолет и запросил разрешение на аварийную посадку. Все было готово к приему самолета: экстренные службы были на месте, самолет также сопровождали военные вертолеты, которые докладывали ситуацию.

Но на этом неприятности не кончились - второй пилот заметил, что самолет находится на слишком большой высоте для совершения успешного приземления на посадочную полосу. Капитан принял решение сделать еще один круг и заново зайти на посадку. Все это время у самолета горит крыло. И с каждой минутой риск того, что его конец отломится, растет.

-8

Самолет сделал круг и начал заходить на посадку. Рекомендованная скорость для безопасной посадки была превышена на 100 км/ч. Из-за турбулентности и ветра, дующего слева, самолет начало трясти и сносить вправо.

Во время посадки сломалась одна из стоек шасси. Самолет сошел с полосы, но сумел затормозить в пределах аэропорта. Тут же на место прибыли бригады пожарных и медиков.

-9

Airbus компании DHL смог сесть благодаря мастерству невероятного пилотирования. Но их беды на этом не закончились. Как только экипаж эвакуировался и хотел было поскорее покинуть это место из-за риска взрыва самолета, пожарные сообщили им следующее: эта местность до сих пор усеяна неразорвавшимися бомбами и снарядами, оставшимися после боя с людьми Саддама за захват аэропорта.

Спасатели благополучно вывели экипаж из опасной зоны. А позже они и сами смогли взглянуть на повреждения самолета. Они выжили там, где выжить было нельзя. Ни одному экипажу не удавалось посадить столь серьезно поврежденный авиалайнер. Им пришлось научиться совершенно новой технике пилотирования и попрактиковаться в ней. Но самое замечательное, если бы они об этом знали, это то, что уже была разработана технология по спасению пилотов в столь отчаянном положении.

Расследование

Пилоты DHL смогли посадить самолет без систем управления - это первый подобной случай. Два предыдущих случая закончились потерей более 600 жизней.

В 1989 году NASA начало исследования способов посадить самолет, используя лишь контроль тяги. Инженеры и пилоты помогли разработать программное обеспечение, которое могло справиться с полным отказом гидравлики. Что это за система?

Данная программное обеспечение работает следующим образом: пилоты указывают, что они хотят сделать: повернуть, набрать высоту или снизиться, но вместо передачи этих команд по гидравлическим линиям на рулевые поверхности компьютер приказывает выполнить это одним двигателем.

Федеральное управление авиацией США привело исследование на тему этой системы, но вскоре отказалось от нее. Было заявлено, что риск потери гидравлики слишком низок, чтобы эта система могла себя оправдать.

Однако экипаж DHL смог чудом посадить свой самолет без этого оборудования. Это единственный подтвержденный случай в истории, когда ракета попала в крупный гражданский авиалайнер, который потом сел, не разбившись.

Было интересно? Если да, то поддержите нас лайком и подпиской на канал - так мы увидим, что делаем свою работу не зря. А если вам что-то не понравилось или же вы хотите что-либо добавить, то смело оставляйте свой комментарий, мы обязательно его прочтем и ответим!