«Король монстров» – наверняка оправдает надежды многих зрителей, желающих увидеть классный, действительно зрелищный и стильный экшн. Но классно и то, что фильм способен доставить удовольствие и зрителю, не чуждому вечных проблем, драматургии и взаимоотношениям как среди людей, так и между человеком и природой. Пусть на уровне остросюжетного фантастического экшна – но способен.
И раз уж зашла речь об экшне, который в этом фильме никак нельзя обойти вниманием, то, надо сказать, визуальный ряд – на высоте. Камера ведёт себя сдержанно и стильно. Поворачиваясь влево, вправо, вверх, вниз и наискосок, она не меняет постоянно ракурс, как сумасшедшая, а скорее имитирует, как человек поворачивает голову. Лёгкое подрагивание (ещё бы, надо видеть, какие титаны здесь топают!) – пусть и часто используемый в других фильмах приём – придаёт картине саспенса. Да, он тут иногда присутствует, и время от времени «Король монстров» сбрасывает мантию мегамасштабного экшна и переодевается в строгий, но стильный серо-синий костюм триллера. Делается это уместно и гармонично.
Вкупе с картинкой, не измывающейся над зрителем постоянным мельтешением и масштабированием, большу́ю роль играет звук, создающий определённый контраст, как острое с холодным. Объектив смотрит то сюда, то туда, и никого на горизонте не видать, кроме тёмно-синей глубины, но в динамиках, работающих в режиме многоканального звука, с разных сторон проносятся тревожные кличи существ, чью природу людям ещё познавать и познавать.
Так же, как некоторые компьютерные игры могут похвастаться большими и действительно крутыми боссами, «Годзилла 2» с гордостью, достоинством и лёгким снисхождением к зрителю демонстрирует свой бестиарий. Правда это слово здесь не совсем корректно, ибо чудовища, а правильнее сказать, титаны, здесь есть и хорошие. Опять же поделить персонажей, как из мира чудовищ, так и из мира людей, однозначно на хороших и плохих – зачастую непросто. Когда речь заходит о балансе в природе, месте человека в ней и неоправданности многих его горделивых амбиций на этот мир, приходится мыслить более глубоко, осознавая, что есть вещи, с которыми трудно, но иногда надо мириться.
Мать, потерявшая одного из детей, доктор Эмма Рассел, мучается от того, что потеряла ребёнка, виной чему был титан – Годзилла. Посвятив немало лет исследованию феномена этих созданий, она не бросает это дело и после трагедии с сыном. Более того, она хочет достичь равновесия в природе, выпустив на волю титанов. Она видит в эти созданиях не только монстров, но детей природы, которые помогли бы уравновесить баланс человека и природы, предотвратить многие экологические катастрофы.
Безусловно, многие трактовки гармонизации отношений в природе звучат спорно и сложно. Не всегда возникнет согласие с ходом мыслей многих персонажей. Так, муж Эммы, Марк, поначалу категорически не разделяет точку зрения жены. Кроме того, отношения накаляются и усложняются ещё и тем, что в процесс глобальных разборок оказывается втянутой и их дочь. Естественно, по закону жанра, ребёнок будет являться сильным объединяющим звеном для обоих родителей. И есть места, когда в горле вполне может встать комок. Что касается сцены почти космического контакта доктора Иширо с Годзиллой – это надо увидеть и прочувствовать.
Здесь гигантские существа, ведомые недалёкими людьми, испепеляют улицы и поселения, пролетают над городом, и от волны воздуха ввысь уносятся машины, люди, обломки зданий. Это настолько бешеная стихия, что смотреть происходящее на экране реально тревожно. «Лес рубят – щепки летят», а тут скорее «Титаны бьются – небоскрёбы валятся». Всё круто и помпезно, и вместе с тем, не смотря на помпезность, не выглядит смешным. Маленькая толика юмора, в том числе черноватого, делает кино не напыщенным, а более удобоваримым. Антуражи, в которых всё происходит, впечатляют размахом и красотой. Базы на больших глубинах под землёй и водой, выглядят столь же классно, как и разрушаются.
Весь этот грандиозный эпос не только ради экшна. Человек здесь часто представляется как сошка. И это полезно иногда, чёрт возьми, понять, что природа имеет древнюю историю и силу, где надо быть не только покорителем, даже насильником, а содействующей стороной.
Любителям коллекционировать блю-рей – ждать выхода в России, а пока – просмотр на большом экране. Один раз это надо увидеть именно в кинотеатре. Так что и правда: "Виват, король!". Уверен, увидимся ещё на большом экране!