"Тебе, наверное, стыдно?" - спросил как-то вечером мой папа, прервав наше получасовое задумчивое молчание.
Я посмотрела на него сначала отрешенно, потом вдумчиво, еще несколько минут потратив на понимание сути вопроса.
"Тебе, наверное, стыдно за таких родителей? За такого отца? Ведь у меня нет высшего образования и я не понимаю многих вещей, связанных с твоей работой, о которых ты нам с мамой рассказываешь с таким рвением. Тебе неудобно со мной?" - папа как орехи щелкал вопросы, торопясь и комкая слова, словно боялся забыть хотя бы один из них.
И я, и он отличаемся высокой скоростью говорения и звонкими голосами, поэтому такие "душевные разговоры" папа обычно заводит, когда мы выгуливаем собаку поздно вечером "вдали от обезумевшей толпы".
"С чего ты это взял?" - то ли взвизгнула, то ли возмутилась я.
"Мне так кажется. Мне кажется, я такой старый, такой несовременный. Мы живем с мамой в маленькой деревне, а ты в большом городе. У нас тут тишина, покой, мелкая суета и возня. А у тебя там жизнь кипит, музеи, театры и кино. Работа важная, системы какие-то, процессы. Документы пишешь, проверяешь кого-то. Обучения у тебя постоянные. То ты учишь, то тебя. А я ничего в этом не понимаю, понимаешь?" - протянул папа тоскливо.
Мы медленно шли по лугу, разглядывая норы полевых мышей и сусликов, и я все пыталась подобрать слова поддержки для отца, которого всегда считала, считаю и буду считать "вечно молодым, вечно..."
И дело не в том, что только я так считаю. Ему всего-то 51 год (паспорт не даст соврать), но уже более 5-ти лет он активно настаивает на том, что уже стар, что жизнь почти закончилась, что все самое лучшее позади.
В моменты подобной аппатии, которые все чаще случаются именно в период моих отпусков в родном крае, я провожу настоящий мозговой штурм и реанимирую его порох в пороховницах всеми доступными и законными способами.
Чаще всего помогает просмотр фотоальбомов ("А помнишь, ты мне две горки зимой сделал, одну на улице для всех местных ребят, а другую во дворе для меня лично?"), игра на гитаре и песни ("Прекрасное далеко" и "Утро ворвалось в дом" наши фирменные), в качестве тяжелой артиллерии привлекаются внучатые племянники от 2-х до 9-ти лет.
Но в этот раз из доступных средств были только луг, дорога, собака и моя фантазия. А еще гараж. Он-то и стал спасением, настоящим моим открытием.
"Пап, ну почему ты считаешь, что люди с высшим образованием более интересные собеседники, чем люди без высшего образования? - выдохнула я первый вопрос. - И разве недопонимание - это признак старости, несовременности?"
Он только вздохнул.
Кивнув в строну гаража, я сказала: "Мое поколение специалистов с высшим образованием лишь в малой его части можно назвать действительно эрудированным поколением. Если вспомнить годы института и посмотреть на себя со стороны, лишь единицы стремились получить образование, приобрести новые знания, навыки. Основной же поток студентов был представлен "молодыми сердцами", которых родители устроили "хоть куда-нибудь". И все 5 лет они действительно страдали, а не получали знания. А после окончания института, они могли говорить о чем угодно, но только не о том "граните науки", который пытались грызть."
Помню, как унесло мои мысли далеко-далеко, как я долго ему рассказывала о том, что часто встречала людей с гибким живым умом и без заветных корочек диплома. Работники цехов, воспитатели детских садов, деятели культуры.
А потом взгляд снова обратился к гаражу и я вспомнила, что на самом деле хотела сказать своему папе.
"Пап, вот у тебя одна дочь и огромный гараж, который ты считаешь моим приданным, как мне кажется. И каждый раз, когда я прохожу мимо него, ты пытаешься посвятить меня в основы креплений и соединений, принципы и скорости работы токарного станка, показываешь всевозможные цилиндры, втулки, гайки... И я будучи инженером и пройдя ряд лабораторных работ по механике, поверь, ничего-ничего не понимаю из этого. Так вот, мне не стыдно! И ты искорени свое чувство стыда! Жизнь научила тебя много большему, чем все институты вместе взятые!"
Я тогда так разошлась в своей речи, что даже прихлопнула папу по плечу. По-молодецки так, как друга :)
Он, конечно, сделал вид, что понял все, что я ему сказала. Улыбнулся.
А я вот теперь думаю, что ответит он, когда я спрошу: "Тебе, наверное, стыдно за такую дочь?"
С уважением, Катерина.