Недавно закончился популярный сериал НВО «Чернобыль». Говорить о нем я не буду, это уже делают сотни других людей. Я бы хотел рассказать о человеке, который оказался совершенно несправедливо забыт в этом сериале, хотя он внес, возможно, самый большой вклад в ликвидацию последствий этой адской катастрофы. Забыли об этом инженере, может быть, потому, что он был далек от вечных выяснений кто прав, а кто виноват в аварии Чернобыльской АЭС. Он просто делал свое дело: спасал Родину от последствий самой страшной техногенной катастрофы в истории, какие бы противоречивые персоны не стояли у ее власти. Этот человек лично управлял строительством объекта «Укрытие», предотвращающий утечку радиации.
Родился Рудаков Владимир Иванович в городе Иваново в 1930 году. Рос смышленым мальчиком-романтиком, мечтал стать военным моряком. Но судьба распорядилась иначе, и в 1948 году он поступил в Московский энергетический институт на энергомашиностроительный факультет. После окончания института в 1952 году его распределили на работу в НИИ, где, как положено, нужно было отработать три года. Но размеренная институтская жизнь не устроила молодого человека, и он добился перевода в монтажное управление №16 прорабом пусконаладочных работ.
А дальше начались бесконечные командировки: Украина, Сибирь, Казахстан, Узбекистан, Забайкалье…. его бригады участвовали в строительстве электростанций, заводов, комбинатов, и даже городов. Да-да, такие города, как Сосновый Бор, Шевченко, Желтые Воды, Навои, Учкудук, Степногорск и другие были практически заложены его бригадами в голом поле. Жена инженера, Тамара Дмитриевна, постоянно переживала, зная, что у только что вернувшегося с очередного объекта мужа уже лежит в кармане новое командировочное удостоверение. Своим трудом, кровью и потом он дослужился до директора треста «Энергоспецмонтаж» в 1966 году и руководил им вплоть до 1984 года.
В апреле 1986 года, сразу после рокового взрыва четвертого энергоблока, стали срочно реализовывать предложения по минимизации последствий этой трагедии. Под руководством Рудакова Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии (НИКИМТ) создает проект «Укрытия» – специальное изоляционное сооружение из металла и цемента. К этому времени здоровье Владимира Ивановича было не в порядке, врачи не пускали инженера в командировки и настаивали на его пребывании в Москве. Но он уверил всех, что будет руководить работами из безопасной зоны. Хотя на самом же деле Рудаков прекрасно понимал, что любому руководителю необходимо время, чтобы влиться в работу. А времени не было!
Рудаков лично руководил работами в самых опасных и зараженных местах, непосредственно в четвертом блоке. Особого внимания заслуживает подход инженера к работе, а именно созданная им атмосфера на строительной площадке. Он являлся своеобразным буфером между высшим истеричным руководством и простыми рабочими, от которых и зависело конечное качество сооружения. Монтажники и прорабы не должны отвлекаться на любого рода доклады и отчеты, их задача только строительство «Укрытия», а все вопросы решались прямо на месте. Всю ответственность Рудаков лично брал на себя, и в итоге, несмотря на полную неразбериху и спешку, исходившую от начальства, на объекте была обеспечена спокойная рабочая обстановка. Знания, опыт и самоотверженность Владимира Ивановича обеспечивали мгновенное решение спорных вопросов. После того как он в июле 1986 года принялся лично руководить работами, производительность резко выросла.
Как и любой профессионал, он не любил лишние разговоры, все обращения и указания были предельно кратки и аргументированы. Доброта, скромность и забота о людях успешно сочеталась с требовательностью, профессионализмом и исполнительностью инженера. Неудивительно, что его авторитет был непререкаем у всех, от рабочего до министра.
В общей сложности Рудаков пробыл в зараженной зоне все три смены работы, более 130 суток, лишь изредка вылетая в Москву на 3-4 дня. Объект «Укрытие» был построен в кратчайшие сроки, за 206 дней. Но лучевая болезнь не смотрит на заслуги человека, и последние этапы работ Рудаков курировал уже с койки больницы №6 из Москвы. В основу «Укрытия» было положено здоровье и жизнь выдающегося инженера СССР. Он скончался от последствий радиоактивного облучения 22 января 1988 года в возрасте 58 лет.
За свою работу по закрытию четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции Рудаков получил свой третий орден Ленина, считая ее делом своей жизни.
Он сделал все что было к человеческих силах, чтобы организовать работу тысяч людей в крайне тяжелых условиях зараженной местности. Ценой жизни он запечатал четвертый энергоблок Чернобыльского реактора, сделал все, чтобы ликвидировать последствия этой ужасной катастрофы. Отдал свою жизнь ради чистой жизни на Земле.
Подписывайтесь и читайте про действительно интересных и людей.
Лайк - ваш плюсик в персональную карму и поддержка трудов автора!
Ваша PERSONA