основные способы обмана
«Здравствуйте. Как я могу к вам обращаться?» - такое начало телефонного разговора, несмотря на предельную вежливость звонящего, как правило, не сулит приятной беседы. Это окажутся либо назойливые рекламщики, либо, что гораздо хуже, аферисты. «Достают» не только по телефону, но и в интернете, и, бывает, объявляются под разными личинами прямо у вас на пороге.
Причём люди, которым нужны ваше внимание и ваши деньги, совершенствуют свои методы и пользуются уловками, психологически действующими даже на самых осмотрительных. Anews собрал несколько свежих и классических схем.
«Пугающее» сообщение от банка
Как поступить
Если вам пришло сообщение о каких-то операциях по вашим картам и счетам, которых вы не проводили, то не спешите звонить по указанному телефону. Проверьте номер для связи на самой карте или на официальном сайте банка и звоните только по нему. И помните: настоящие сотрудники банка никогда не просят назвать секретный код на обороте и PIN-код.
«Сорванный звонок»
Вам звонят с незнакомого номера. После первого гудка звонок «срывается».
Ещё недавно так называемый метод пропущенного звонка использовался для снятия денег со счёта абонента. Теперь так всё чаще действуют обыкновенные спамеры: вместо ответа вы слышите автоматическое рекламное сообщение.
Пресечь эту схему невозможно: получается, вы сами обратились за получением информации, так что она даже не считается «рекламной» и тем более «навязанной», заявили в Федеральной антимонопольной службе РФ.
Как поступить
Остаётся только по возможности не перезванивать на незнакомые номера: если это не спам, то вам дозвонятся. И научиться не паниковать без причины: «А вдруг это кто-то из близких попал в экстренную ситуацию? А вдруг что случилось?» Это ведь можно проверить, правда?
«Сотрудники гос-органов»
Чисто психологически «официальность» вызывает больше доверия. Причём, в зависимости от придуманных схем, мошенники-профи в точности перенимают даже особый чиновничий стиль работы с населением: бесцветный голос, кажущееся безразличие, формальный подход – таких и не заподозришь в личной заинтересованности.
Например, представляются сотрудниками Федеральной налоговой службы и под предлогом необходимости погашения задолженности выведывают данные банковских карт. Махинаторы используют в том числе роботизированные обзвоны. Как раз сейчас этот метод набирает обороты, от него уже пострадали больше 4 тысяч человек.
Как поступить
Никому не сообщайте данные своих карт (номер на лицевой стороне, трёхзначный код на обороте, PIN-коды, одноразовые пароли от операций и прочее). Если вашу карту обчистят, то банк не возместит ущерб.
Если вы всё-таки выдали данные, то звоните в банк и блокируйте «пластик». Возможно, вы успеете перекрыть к нему доступ мошенникам.
«Ваши документы у меня. Будете забирать?»
Жертвами обмана становятся люди, разместившие на бесплатных сайтах и в соцсетях объявления о потерянных или украденных у них документах (вещах, животных). У некоторых злоумышленники вымогают десятки тысяч рублей якобы за возврат, которого на самом деле не происходит.
Типичная схема: вас уверяют, что пропажа найдена и просят вознаграждения, которое вы должны перед самой встречей перевести на некий счёт или телефонный номер. Многие попадаются на чистой «эйфории» от сознания, что вот-вот вернут потерянное.
Вам назначают встречу в людном месте (часто у магазина, торгового центра) и категорически требуют отключить телефон до самого прибытия. Мотивировать могут чем угодно, а на самом деле – чтобы вас не успели перехватить «конкуренты».
В момент оплаты мошенники на том конце трубки действуют очень напористо, заявляют, что видят вас и следят за каждым движением. Если чуют, что вы готовы соскочить с крючка, то начинают стыдить («я делаю доброе дело, ради тебя приехал, а ты такой-разэтакий») или угрожать («всё, рву твой паспорт»). А ещё убеждают, что если вдруг вещи окажутся не ваши, то вы сможете вернуть деньги по чеку или заявить оператору об ошибочном платеже. Это правда, но пока ваш запрос будут рассматривать, деньги давно успеют снять.
В соцсетях можно найти массу почти одинаковых историй пострадавших, и большинство пишут, что не поверить было сложно – настолько профессионально их обрабатывали звонившие. Кстати, часто они представляются сотрудниками ломбардов и полиции: так проще объяснить, почему к ним попало краденое.
Как поступить
Поменьше говорите сами – внимательно слушайте, что говорят вам. Должно насторожить, если человек увиливает от конкретики в описании ваших вещей, переводит разговор в другое русло, напористо требует денег, начинает раздражаться и угрожать. Дело нечисто, если он категорически отказывается от личной встречи, пока вы не переведёте деньги.
Если паспорт украли, то ответственность вам не грозит, но нужно писать заявление в полицию о краже. При этом восстановление документа займёт гораздо больше времени.
В любом случае в ваших интересах не затягивать с восстановлением паспорта – мало ли кто и в каких целях воспользуется вашим утерянным.