Как вышло, что вера немногочисленной иудейской секты за три столетия превратилась в господствующую религию величайшей империи мира? Верующие скажут, что причиной стало Откровение Спасителя, раз и навсегда разорвавшее дурной языческий круговорот. Материалисты-марксисты отметят революционную направленность христианства первых веков. Мы не будем оспаривать эти почтенные точки зрения, но лишь дополним их некоторыми подробностями.
Первоначально христианские идеи распространялись в среде эллинизированных иудеев, рассеянных по городам Римской империи. В первом веке от Р.Х. их количество составляло четыре миллиона человек, то есть 6 - 7% от всего населения государства. Особенно велика была численность евреев в восточной части империи, но десятки тысяч жили и в самом Риме. Веротерпимая политика властей предоставляла еврейским общинам возможность значительного самоуправления и известные привилегии. Евреи были освобождены от обязательного для других граждан публичного исполнения римского религиозного культа. Этот отрезок времени совпал с редким для иудаизма периодом прозелитизма - к еврейским общинам примыкают местные жители, привлечённые данными привилегиями. Со временем именно эти новообращённые иудеи станут основной массой христианства.
Распространение христианства было некоторым образом подготовлено современным на ту пору развитием философии и науки. Кризис языческой аристократической этики, с её опорой на культ земной жизни и телесного совершенства, заставил обратить внимание на душу и возможность достижения загробного блаженства. Это привлекло к христианству значительные неимущие слои населения. В науке уходит на второй план эмпирический, то есть основанный на опыте, метод, что отменило критический научный взгляд на пронизанную чудом атмосферу христианства.
Важнейшим условием распространения новой религии стал её универсальный характер. Космополитизм, заложенный в самой сути расширяющейся Римской империи, заставлял граждан терять патриотическую веру в национальных языческих богов. Христианская проповедь обращалась "и к эллину, и к иудею".
Характерный для первых христианских общин религиозный экстаз в ожидании скорого Второго пришествия Мессии со временем стушёвывается. Церковь постепенно приобретает строгую и ясную устойчивую иерархическую структуру, что не может не привлекать благосклонное внимание со стороны императорской власти. Культы Митры и Исиды, которые долгое время были соперниками христианства, теряют привлекательность для власти во многом из-за присущей им практики тайных мистерий. Христианство завоёвывает расположение простолюдинов и Императора.
Спасибо за внимание!
Другие статьи канала:
Любовь до гроба, или почему Хуану прозвали Безумной.