Санаторно-курортный комплекс России: прошлое, настоящее, будущее. Что сдерживает развитие туристического сектора?
Комментарии по сегодняшнему состоянию и перспективам отечественного санаторно-курортного комплекса дал генеральный директор ООО ТК «ВИТА Трэвел», Алексей Ципордей:
Факторы, сдерживающие развитие туристического сектора, накладываются друг на друга и обоюдно усиливают эффект.
Первый — старение целевой аудитории здравниц и вполне объяснимое общее снижение доходов этой группы в связи с этим. Отсутствие достаточно больших и инфраструктурно обустроенных курортов, где находились бы не два-три санатория на ближайшие 30 км, а 10–20 объектов туристической инфраструктуры, включая гостиницы и кемпинги. Это проблема. Для повышения турпотока необходимо, чтобы санаторий, который ассоциируется у клиентов среднего возраста, молодежи и семей с детьми с излишне спокойным отдыхом, не был бы единственно возможным вариантом размещения. Следует развивать курорты в целом именно как курорты: с аквапарками, канатными дорогами, SPA-центрами, парками развлечений, велотрассами и прочим. Санаториям будет гораздо легче, если они «встанут» рядом с массовыми видами объектов размещения. Тогда они меньше будут зависеть от климата, или близости моря, или своих знаменитых на всю страну лечебных источников.
Второй — низкая маржинальность санаторного бизнеса. Вызвана она высокими изначальными вложениями, которые накладываются на нелояльную налоговую политику в отношении бизнеса в курортных зонах. Кроме того, у санаториев сложная для привлечения целевая аудитория, так как их основной клиент консервативен. Он поедет либо в ближайший санаторий, либо в конкретный по совету врача.
Стимулировать развитие санаторно-курортного бизнеса могут снижение налоговой нагрузки или субсидирование процентной ставки для инвесторов, а также качественное повсеместное маркетинговое продвижение нашей страны и наших регионов без упора на уже привычные точки притяжения.
Читай статью полностью здесь.