Найти тему
ЭкоЛит

✍ Словом и делом. Литераторы и Эко-активисты. Гамлеты и Дон-Кихоты ♻

Тургенев Иван Сергеевич более ста пятидесяти лет назад произнёс речь о «двух коренных, противоположных особенностях человеческой природы». Он видел знаменательным появление в одно и то же время в литературе двух сильных героев, характеров, прочно устоявшихся на многие века – Гамлета (1600) и Дон-Кихота (1605).


Итак, Литераторы и Эко-активисты.

Почему именно эко-активисты? Дмитрий Закарлюкин в интервью проекту «Наши Люди» попросил представить себя так. И объяснил, что эко-активист - это человек, который предпринимает «движняки» для улучшения экологической обстановки. Уточнил ещё, что он не фанат, не городской сумасшедший (к сожалению, эко-активистов часто считают сумасшедшими). Литератор обычно не нуждается в том, чтобы объяснять подобные вещи. За ним стоит его слово, его текст, произведение. И читатели смотрят прежде всего на произведение, а не его автора. За эко-активистом, наоборот, пристально наблюдают.

Нужно различить активиста и волонтёра. Активист – тот, кто направляет. Волонтёры – те, кого направляют. Волонтёра могут не знать в лицо, активиста обычно знают, он часто собой презентует какое-либо движение. Для того, чтобы в самом деле улучшать экологическую обстановку, чтобы за ним пошли другие люди, эко-активисту приходится создавать себе имидж, определять конкретные цели и задачи. Писателю это, как правило, не нужно. Советский литературовед Бахтин М.М. сказал в своё время, что художник как бы облекается в молчание, ему нечего больше сказать, кроме написанного произведения, которое говорит вместо него. Если бы Толстой Лев Николаевич не открывал крестьянскую школу, не был общественным деятелем, то нам было бы достаточно его произведений.

Эко-активист хочет, чтобы как можно больше людей последовало его примеру. Литератор может ничего не хотеть, он свободен. Некоторые, даже из великих, не показывают написанное другим. Франц Кафка, например, попросил близких людей сжечь всего его рукописи после его смерти и, кажется, никому их не показывал, пока был жив. Главная задача эко-активиста – это подать пример того, как нужно делать. Он верит, что в мире есть много доброго и прекрасного, и что люди способны сделать больше этого доброго и прекрасного: делать чистым родной город, сдавать вторсырьё на переработку, правильно ухаживать за деревьями на своём участке Зелёный регион 74, любить свои соседей, общаться с ними и вместе обустраивать территорию, на которой они живут и проч. и проч. Главная задача литератора: выразить себя в своём тексте и необязательно кого-то чему-то научить. Работа Словом и работа Делом отличают литератора и эко-активиста.

-2

«Дон-Кихоты находят – Гамлеты разрабатывают», - пишет Тургенев. Эко-активисты на деле, показывают, где есть нечто доброе и прекрасное и своим примером как бы объясняют, как его преумножить; литераторы же сгущают доброе и прекрасное, разрабатывают его во всей глубине в художественном тексте и увековечивают в книге. Так Достоевский оставил нам, наверное, ещё на много веков вперёд образ Алёши Карамазова, может быть самого лучшего из всех людей; хотя и выдуманного персонажа, но такого зримого и убедительного, что сложно не поверить, что он взять из реальной жизни. Образ Алёши Карамазовы – сгусток лучших людей своего времени, всего самого доброго и прекрасного.

Но теперь давайте откажемся от сравнений, сопоставлений и проч.

Читаем у Тургенева: «По мудрому распоряжению природы, полных Гамлетов, точно так же как и полных Дон-Кихотов, нет: это только крайние выражения двух направлений». Да, эко-активисты находят доброе и прекрасное, литераторы разрабатывают - то есть делают это зримым в тексте и духовным достоянием следующих поколений. Но вспоминая конкретных людей, видишь, что это далеко не всегда так.

Зато, сравнив, теперь мы можем указать на общее между двумя типами людей. Эко-активиста и литератора в лучших их качествах объединяет одно – они ищут вокруг прекрасное и доброе, и хотят, чтобы оно множилось и процветало. А прекрасное и доброе – это забота об окружающей среде, о животных и птицах, о других людях. Проще говоря, любовь ко всей живой природе. Вот так просто.

Теперь перечислим несколько имён.

Артур Матис-Сиразеев, широко известный как Чистомэн, надевая маску, проводит одиночные уборки на природных местах отдыха Челябинска и не только (Копейск, Магнитогорск, Крым, Сочи и др.) Он хочет, чтобы другие люди подхватили его идею и тоже проводили уборки. Он не раз замечал то, что человек в упор не видят кучи мусора, отдыхает на пляжах, по которым раскиданы мусорные отходы; что люди кидают на землю мусор, когда рядом есть урна. «Но каждый может стать Чистоменом!» - заявляет Артур. Несколько людей пошли по его стопам и каждый в своём городе организовал небольшое движение. Они тоже скрывают своё лицо, кто-то под маской, кто-то просто не показывая лица, и проводят субботник: Suptaman, Вишневая Девятка, Мусорщик Кострома и другие. А также сотни анонимных уборок от людей, вдохновлённых примером Артура. Все они делают уборку безвозмездно, из заботы об окружающей среде.

Нина Александровна Ягодинцева вот уже десятый год подряд организовывает Межрегиональное совещание молодых писателей, на которое в 2019 году приехало может быть около сотни молодых талантов со всей России. Ведёт Литературную мастерскую "Взлётная Полоса". Постоянно в разъездах, старается влить региональный литературный процесс в общероссийский. И вполне успешно. Притом часто не для своей выгоды, большинство проектов не приносят никаких денег. Нина Александровна считает, что взрослые литераторы должны тратить силы на возрождение культурных традиций, заданных нашей великой русской классикой, а молодые много и учиться и тоже постепенно встраиваться в литературную жизнь. Её воспитанники – юные писатели Виктория Иванова, Сергей Янин, Валерия Литвиненко и другие – успев немножко заявить о себе, потихоньку организовывают свои проекты, общаются с творческой молодёжью, ведут литературные встречи. Виктория Иванова руководит литературной студией"Ось" для юных участников МАОУ «СОШ № 94».

Дмитрий Закарлюкин хочет построить инфраструктуру "ноль отходов" - всё связанное с разделением и переработкой мусора. Он ушёл из рекламного бизнеса, чтобы плотно заниматься своими эко-проектами, не стараясь получать какой-то доход. Размышляет он глобально – думает о будущей всей планеты Земля. Он обеспокоен тем, что наша природа отравляется и гибнет от тонн гниющего мусора. Например, куски пластика, разлагаясь в земле, через полсотни лет в виде уже микропластика попадают в подземные воды, потом в водоёмы, а затем в желудки рыб, птиц и животных. Мусорные пятна плавают в мировом океане. Недавно была новость о том, как в Индонезии в желудке огромного мёртвого кита обнаружили 115 пластиковых стаканчиков, 4 пластиковые бутылки и ещё более ста пластиковых предметов. Сейчас наиболее популярный проект Дмитрия – «Разделяйка». Раз в месяц люди приносят сортированный и отмытый мусор, чтобы он перерабатывался (только одного пластика 11-ть видов). Люди приходят семьями, тратят своё свободное время, чтобы защитить окружающую среду.

Владимир Иванович Михеев, прозаик, кинокритик, ведущий Киноклуб им. Леонида Оболенского, создатель и руководитель литературной студии «Синий лис», вот уже более пяти лет растит нескольких молодых литераторов. Трое из них – Антон Ермолин, Елизавета Базаева, Юрий Фофин – участвуют в областных и всероссийских конкурсах, совещаниях, фестивалях; становятся лауреатами, печатаются в журналах и газетах. Юрий Фофин ведёт свою литературную студию при Челябинском отделении Союза писателей России. Неторопливое, мудрое воспитание молодых талантов – вот главный подход Владимира.

Напоследок. Эко-активистов и литераторов на самом деле часто почему-то считают не от мира сего, городскими сумасшедшими. Особенно такое отношение к эко-активистам. В самом деле, сортировка мусора, например, хотя и является просто здравый смыслом, но с непривычки кажется чем-то нездоровым, странным. Складировать мусор дома! Разве это нормально? Подобное отношение и к литераторам. Мол, живёт человек в мире своих фантазий, думает не как все, весь не от мира сего, пишет не пойми для чего. Во всём этом есть доля правды, может быть… но в целом большая ложь. Чему-то вроде развенчивания мифов о том, что занятие экологией и литературой без всякой денежной выгоды есть дело городских сумасшедших, будут и посвящена следующая статья.