16 подписчиков

1998 год. «Кассовый» бунт

Фото из архива Центрального рынка.
Фото из архива Центрального рынка.

В отличие от «табачного», «водочного» и «автобусного» бунтов 1991 года в Перми, которые произошли по причине дефицита (соответственно, табака, водки и автобусов до комплекса ППИ), «кассовый» бунт 1998 года имел совсем другую основу. Причиной его стало решение властей о внедрении кассовых аппаратов. Это возмутило предпринимателей, которые торговали на Центральном рынке Перми.

Протест вызвали не только сжатые сроки, которые отводились на реализацию этого проекта, но и то, что портативных кассовых аппаратов тогда практически не было или они были дорогими. Стационарные же, в большинстве своем, установить было нереально. К тому же, к 1998 году количество всевозможных изменений, которые регулировали деятельность ЧП - «черных плащей», как их называли в народе, достигло взрывоопасной черты.
Бизнес “челноков” и раньше был непростым, а тут еще и дефолт. Банки уже падали, доллар взлетел. При этом, существенное влияние на настроение рыночных торговцев оказывал именно курс доллара – многие были закредитованы в американской валюте.

В 1998 году на центральном рынке Перми торговали самые стойкие и независимые пермяки: те, кто попал под сокращение, но не сдался и нашел возможность поднять свой бизнес, а также те, кто в начале 90-х первым ринулся в опасные воды торгового бизнеса. Много было спортсменов, в частности, бывших легкоатлетов, которые и в советское время умудрялись приторговывать, а тут поставили дело на поток.

Ситуация была такой острой, что успокаивать многотысячный митинг приехал замглавы Перми – им тогда был Виктор Шеин. Он вспоминает, что ни оцепления, ни милиции не было – тогда такой практики не было. Он и директор Центрального рынка Реваз Шенгелия пообещали бунтовщикам диалог с региональными и федеральными властями с целью смягчения, отсрочки и изменения новых правил, диалог с ФНС, замораживание стоимости аренды торговых мест. Торговцы тут же создали инициативную группу, с которой уже и начали переговоры представители администраций. «Кассовый» бунт благополучно завершился.

Светлана Федотова "Реальная Пермь"