Найти в Дзене
Дмитрий Март

В гостях у легенды цирка на льду Владимира Яновскиса

Оглавление

Сегодняшний гость кабачка "7 секретов", москвич Владимир Индрикович Яновскис, - настоящая живая легенда. Он стоял у истоков первого не только в СССР, но и в мире “Цирка на льду”. Благодаря своим талантам уроженец латвийского морского города Лиепая побывал во многих уголках земного шара!

А ещё знаменитый московский артист с латышскими корнями снимался во многих популярных советских фильмах: “Борец и клоун” (1957), ”Хождение за три моря” (1958), "Штрафной удар" (1963), “Мама” (1976), "Обыкновенное чудо" (1978), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), «Неизвестный солдат» (1984), “Забытая мелодия для флейты” (1987) и т. д.

Легенда советского цирка на льду
Легенда советского цирка на льду

Его партнёрами по съёмочной площадке были многие легендарные советские артисты - Владимир Высоцкий, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Олег Янковский, Леонид Броневой, Михаил Боярский, Юрий Соломин, Инна Чурикова, Людмила Гурченко, Наталия Крачковская и другие.

На афише фильма "Штрафной удар"  В.И.Яновскис рядом с В.С.Высоцким. Они были так похожи, что их даже путали
На афише фильма "Штрафной удар" В.И.Яновскис рядом с В.С.Высоцким. Они были так похожи, что их даже путали

Целая эпоха

Сегодня Владимир Яновскис проживает в 10 минутах ходьбы от станции Московского метро «Щёлковская». И вот мы уже разглядываем многочисленные снимки из фотоальбомов, вырезки из газет и пр. А сам глава семейства все эти материалы охотно прокомментировал. Можно было запросто написать целую книгу. По большому счёту, Владимир Яновскис представляет собой целую эпоху.

Цирк на льду имел невероятную популярность
Цирк на льду имел невероятную популярность

- Владимир Индрикович, как вы оказались в Москве?

- Я родился на побережье Балтийского моря в местечке Либаве, столице Курляндии. Сейчас это город Лиепая. Мой отец работал почтальоном. Разносил людям деньги, поэтому ходил с револьвером. Он мог бесплатно ездить на общественном транспорте. А моя русская мама, Надежда Максимовна, не работала. Она родилась в соседней Литве. Её отец был донским казаком.

Сначала я учился в педагогическом училище, а потом ушёл, поскольку поступил в органы МВД, а именно в 11-й отдел пожарной охраны. Как спортсмен, принимал участие в соревнованиях, различных эстафетах. Я прыгал в высоту на 185 см. Бегал 110 метров. Завоевал среди пожарных первое место по лёгкой атлетике. В качестве премии мне дали билет в любой конец Советского Союза и обратно.

Случайно заглянул в училище

Выбрал Севастополь. Мне интересно было посмотреть на экзотическую природу Крыма. Я прочитал, что там субтропическая зона. Это было в 1952 году. А когда сначала приехал в Москву, то решил заглянуть в цирковое училище. Встретил прямо на улице его директора Александра Маркиановича Волошина. Он сказал, что я могу прямо сейчас поступить. Так что до Севастополя так и не добрался.

Поехал обратно в Лиепаю за документами. Поскольку я дружил со спортом, то меня взяли в цирковое училище с распростёртыми объятиями. Акробатика, гимнастика, лёгкая атлетика — мне всё давалось легко. Волошин даже сказал, что меня можно было сразу взять на последний курс. Но пришлось начать с первого, поскольку нужно было сдавать общеобразовательные дисциплины.

- На кого вы учились?

- Я был просто студентом ГУЦИ – Государственного училища циркового искусства. Нас всему обучали. И канату, и проволоке, и жонглированию, и т.д. А потом уже смотрели, к чему ты более склонен. Я учился на пятёрки. И физически успевал на отлично. Сальто мортале сразу мог сделать и многое другое - трамплин и пр. На турниках выполнял всякие упражнения.

Приходилось подрабатывать в Московском цирке на Цветном бульваре униформистом, чтобы свести концы с концами. Нас называли просто униформой. Обслуживали арену во время представления и на репетициях. Со мной работал приятель из училища. А поздно вечером мы отправлялись на Белорусский вокзал, садились в электричку и ехали в свой рабочий посёлок, где было наше двухэтажное деревянное общежитие.

Шуточный номер
Шуточный номер

В кабинете Сталина

- Куда после училища вас распределили?

- Когда до выпуска осталось всего полгода, меня забрали в армию. На 3 года. Попал в Горький в артиллерийскую часть. Окончил сержантскую школу. Стал артиллеристом-разведчиком. Но стрелял всего один год. Точнее, даже меньше. Меня вызвали в Москву нести службу в ЦСКА — Центральный спортивный клуб Красной Армии Министерства обороны СССР.

В армейские годы
В армейские годы

Занятия проходили в нашем военном Центральном спортивном клубе. Моей гимнастической секцией руководил майор Николай Петрович Иванов. Мне предложили выступать за ЦСКА. Отмечу, что сразу за забором на Суворовской площади располагался Центральный театр Советской Армии. Я был отлично подготовлен. Спортсмен, да ещё из такого училища. У меня была целая акробатическая программа.

Выступил на первенстве Москвы, на первенстве страны и на других спортивных соревнованиях. Стал мастером спорта. Попал в сборную Советского Союза. У нас были очень сильные силовые номера. С различными трюками и прочими элементами. Были и показательные выступления. Скажем, в Генеральном Штабе Министерства Обороны СССР, на первой атомной станции в городе Курчатов, в Кремле. Я даже побывал в кабинете Сталина.

Газеты постоянно писали об уникальном "Цирке на льду"
Газеты постоянно писали об уникальном "Цирке на льду"

Принимали на ура!

Везде наши акробатические номера принимали на ура. В 1958 году побывал на выставке "Expo" в Брюсселе. Этот смотр достижений стал первой крупной Всемирной выставкой после Второй мировой войны. Туда приехали Олег Попов, Вячеслав Запашный и другие цирковые знаменитости. А мы выступали с напарницей Ниной Поповой в советском павильоне как акробаты.

Акробатическая парочка
Акробатическая парочка

Работали и перед штатовским павильоном. Американцы были очень довольны. Но особенно мы понравились немцам. Они даже приглашали нас выступать в Германию в кабаре. Но мы отказались. Все-таки мы были спортсменами. Какое тут кабаре...

Кстати, с Ниной мы работали и на даче Сталина в Кунцево. Я был знаком с Галиной Брежневым, отмечали вместе праздники. Пили вино.

Комик-киноартист
Комик-киноартист

В 1960 году выступили перед космонавтами - Гагариным, Леоновым, Титовым, Комаровым. Показывали комический номер «Акробаты-неудачники». Очень смешной. После выступления нас пригласили за стол. Там были бутерброды и прочие угощения.

Я сильно вспотел, очень устал физически. Увидел на столе лимонадные бутылки. А как выпил, так у меня глаза на лоб вылезли. Оказывается, в бутылке была водка. Она была запрещена, так её наливали вместо воды. Таким образом космонавты пили втихаря от начальства.

Зрители были в восторге
Зрители были в восторге

Когда позже создали свой уникальный “Цирк на льду”, то первое время репетировали на льду в парке Марьина роща. Занимались и на Стадионе Юных пионеров. Потом договорились с директором цирка в Костроме. Наши инженеры-холодильщики сделали там искусственный лёд. Мы жили недалеко в цирковой гостинице и каждый день репетировали.

Выступать на льду было тяжело, но очень интересно
Выступать на льду было тяжело, но очень интересно

Ходили и утром, и днём. Конечно, цирковая подготовка очень пригодилась. Многие элементы на льду мы делали впервые в мире. Скажем, я подряд выполнял 3 сальто. И всё на коньках. Никто потом не мог это повторить. А выступали, где придётся. Кстати, когда ещё был студентом циркового училища, то я изобрел знаменитую «русскую палку», которую потом стали использовать повсеместно.

На берегу Даугавы

- А на вашей малой родине - в Латвии “Цирк на льду" выступал?

- Конечно. Только не в самом Рижском цирке, поскольку в нём трудно было создать лёд. Да и места мало. Мы работали в специальном легкоатлетическом манеже на берегу Даугавы. Заливали площадку. В Латвии тоже использовали особые холодильные машины c морозильными установками, которые создавали искусственный лёд.

Я играл различные комические роли. Какой же цирк без юмора. Например, был главным пожарным. Сами придумывали шутки. Скажем, когда играли в хоккей, то привязали шайбу к клюшке. Очень много импровизировали. После нашего хоккея ещё выходили дрессированные медведи.

Ого!
Ого!

А в балете на льду «Шла девица за водой» мне досталась главная роль девицы. В номере «Лиса и бобёр» у нас звучал рок-н-ролл. Министром культуры СССР тогда была Екатерина Фурцева. Вот обычно говорят, что она всё запрещала, в том числе и рок-н-ролл. Тем не менее она с удовольствием посмотрела наше шоу и не было никаких замечаний.

Смех на коньках
Смех на коньках

Кстати, этот номер «Лиса и бобёр» сделал знаменитый балетмейстер Большого театра Леонид Михайлович Лавровский. Он помогал нашему главному режиссеру Арнольду Григорьевича Арнольду. Вот какие люди с нами работали! Лавровский вообще многие танцы нам поставил.

Некоторые номера я сам придумал. Скажем, «Первый урок на льду», в котором обучаю кататься на коньках молодых артистов.

Наш "Цирк на льду" побывал в Польше, Венгрии, Болгарии, Франции, Бельгии, Голландии, Японии и многих других странах мира. Я везде старался говорить на местных языках. Специально разучивал тексты. Помогали переводчики.

Звали в Ригу

- А в Латвии не хотели выступать?

- Я прекрасно знал ныне покойного бывшего директора Рижского цирка Гунара Каткевича. В молодости он был воздушным гимнастом. Помню, как Гунар летал на «вертушке» по кругу. Типа это была тучка в небе. Он выступал с Тамарой Мусиной. Кое-что я ему подсказал с режиссёрской точки зрения. Недаром он потом приглашал меня в качестве режиссера к себе. Но я отказался. Потому что в Москве очень хорошо зарабатывал. 12,5 рублей за спектакль.

Фильм "Мама"
Фильм "Мама"

Ещё и в кино снимался. А в фильме «Мама» с Людмилой Гурченко в главной роли дублировал Олега Попова. Он не умел кататься на коньках. Меня как следует загримировали. А потом Олег Попов решил сам встать на коньки. И так неудачно, что Людмила Гурченко столкнулась с ним и сломала ногу. Она не могла ходить, поэтому ей придумали сидячие сцены. Так что её снимали только до пояса.

С Михаилом Пуговкиным
С Михаилом Пуговкиным

- А как вы попали в кино?

- Я был в картотеке «Мосфильма». Мне постоянно звонили и приглашали сниматься. Им нужны были определённые типажи. Скажем, в фильме «Штрафной удар» у меня была роль боксёра Яна Сизова, который не умеет кататься на коньках.

В "Штрафном ударе" притворялся, что не умеет кататься на коньках
В "Штрафном ударе" притворялся, что не умеет кататься на коньках

Я специально спотыкался и делал разные неловкие движения. Сюжет очень смешной. Один предприимчивый руководитель, товарищ Кукушкин (Михаил Пуговкин) получил задание поднять авторитет спорта на селе.

"Штрафной удар"
"Штрафной удар"

Он смекнул, что успехи местной команды можно повысить очень быстро, если на областную спартакиаду пригласить настоящих профессионалов, но только под вымышленными фамилиями.

С Михаилом Пуговкиным я был в очень хороших отношениях. Как и с Владимиром Высоцким, который сыграл гимнаста. Кстати, внешне мы с ним были очень похож, так что нас иногда путали.

С Олегом Янковским
С Олегом Янковским

А когда я снимался в фильме "Обыкновенное чудо" (я там был капельмейстером), то режиссер картины Марк Анатольевич Захаров пригласил меня к себе в Театр имени Ленинского комсомола. В фильме «Хождение за три моря» (о путешественнике Афанасии Никитине) я дублировал исполнителя главной роли Олега Стриженова, на которого тоже был похож. Дрался на саблях и так далее...

ПС.

Мы ещё долго проговорили с Владимиром Индриковичем Яновскисом, которого, как я уже отмечал в самом начале, смело можно назвать человеком-эпохой. А его сын Андрей, уроженец столицы СССР, уже много лет живёт в далёкой Америке. Он тоже окончил знаменитое Московское цирковое училище. Читайте о нём материал "Как в Америке относятся к цирку" здесь:

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-v-amerike-otnosiatsia-k-cirku-5cd142108b758300b4f83406

Фото автора, из архива В.И.Яновскиса.

СМ. ещё материал о цирковых артистах "Эта цирковая парочка вместе и на земле, и в воздухе:

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/eta-cirkovaia-parochka-vmeste-i-na-zemle-i-v-vozduhe-5cf04595f1195f24c5d68d20

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!